Руденко Андрей Авксеньевич гвардии (автор)

* * *

Принадлежность:

164 гв. рап

Командир звена гвардии капитан Руденко  
// Сталинский сокол 01.04.1944

Разведка в сложных метеоусловиях

Вести разведку в сложных метеоусловиях на малой высоте могут только хорошо подготовленные экипажи. Для облегчения детальной ориентировки и со своим экипажем тщательно изучаю по карте крупного масштаба рельеф местности в районе разведки, сеть линейных ориентиров, их характерные изгибы, населенные пункты и дороги, подходящие к ним. Перед вылетом получаю возможно более полную, дальностью не свыше 30-40 минут, информацию о состоянии погоды на маршруте и в районе разведки.

Линию фронта прохожу чаще всего в облаках. За 10–15 км. от линии фронта по расчету времени выхожу из облаков на заранее намеченный, легко опознаваемый ориентир.

При мощном слое облачности и в целях маскировки часто захожу в нее. Если же слой облаков тонкий, то периодически поднимаюсь выше него для просмотра развития облачности на горизонте. Это дает мне возможность избежать открытых районов. Разведку и детальную ориентировку в полете ведет весь экипаж.

Большие угловые перемещения при полете на малой высоте затрудняют наблюдение непосредственно под самолетом. Поэтому я наблюдаю за левой полусферой и вперед, штурман − за правой полусферой и тоже вперед, радист ведет наблюдение назад.

Обнаружив важный об'ект, я обращаю на него внимание штурмана и, разворачиваясь с креном в сторону об'екта, даю возможность тщательно просмотреть его. Разведывая дороги, я строю профиль полета в виде восьмерки. Наблюдение веду с расстояния 700−800 метров; это обеспечивает мне наилучшую видимость дороги и достаточное время для просмотра, так как угловое перемещение в этом случае сравнительно невелико.

Разведывая железнодорожные станции и аэродромы, подхожу к ним с тыла и за 4–5 км. от об'екта, у заранее намеченного характерного ориентира, вхожу и облачность. Выйдя из облаков по расчету времени, на повышенной скорости делаю разворот с креном в сторону об'екта и, просмотрев его, снова ухожу в облака. Если с первого захода не удались детально разведать об'ект, то повторный заход выполняю так же, но с другого направления.

Иногда при разведке железнодорожных станций и аэродромов подхожу к ним на бреющем полете, маскируясь складками местности или лесом.

На порт, как правило, захожу со стороны моря, используя облачность. Ухожу от цели также в облаках в направлении к морю. Если ЗА не противодействует, делаю над портом круги, устанавливая наличие плавсредств, расположение причалов, складов и под'ездных путей.

Выполнив задание, вхожу в облака и по пеленгатору иду на свой аэродром. За 10–15 минут до посадки запрашиваю по радио высоту облачности над своим аэродромом и выхожу из облаков.

Опыт показывает, что весной и осенью ранним утром нужно высылать опытного, хорошо разбирающегося в атмосферных процессах разведчика погоды. Это мероприятие намного сокращает случаи возвращения самолетов из-за плохих метеоусловий.

Командир звена гвардии капитан Руденко.