Темнов Виктор Пахомович (автор)

* * *

Принадлежность:

164 гв. орап

Штурман эскадрильи капитан Темнов  
// Сталинский сокол 01.04.1944

Признаки различных об'ектов разведки

Летом все проселочные и шоссейные дороги хорошо видны с больших высот и выглядят как белые полоски. В ясные дни и при хорошей видимости движение по ним больших колонн можно обнаружить за 50–70 км. по пыли и отблескам стекол. Отдельные автомашины, танки, гужевой транспорт на расстоянии 10–15 км. имеют вид темных прямоугольником.

Характер перевозимых грузов можно установить по теням. Машины с войсками и грузами обычно имеют разную окраску и дают разнообразные тени, порожняк дает однообразные короткие тени. Направление движения колонны определяется по поднимаемой машинами пыли, так как даже при сильном попутном ветре пыль никогда не перегоняет машину. Если же дорога не пыльная, направление можно установить, сравнивая перемещение машин и теней с местными предметами.

В населенном пункте обнаружить войска и транспорт значительно труднее. Признаками войск в населенном пункте являются наезженность дорог, движение машин в населенном пункте и прикрытие его зенитной артиллерией и истребителями. Заметив хотя бы один из этих признаков, разведчик должен обязательно сфотографировать населенный пункт.

Зимой на белом фоне легко обнаружить движение автотранспорта. В целях маскировки машины зачастую окрашивают в белый цвет, но отбрасываемые тени в ясную погоду помогают заметить их. Железнодорожные эшелоны зимой с больших высот представляются длинными, прерывчатыми цепочками, составленными из белых прямоугольников. Цистерны можно определить по ширине белого прямоугольника: он примерно в 2 раза уже крыши вагона. Платформы с грузами своим серым цветом как бы разрывают цепь, состоящую из белых прямоугольников вагонов. Паровоз выделяется черным прямоугольником, причем он несколько уже и длиннее вагонов. Дым от паровоза обнаруживается за 50-70 км.

Об интенсивности работы железнодорожной станции можно судить по количеству и наезженности сходящихся к ней автомобильных дорог, скоплению на станции автомашин и наличию сильной ПВО. Установить, выгружается или загружается эшелон, можно наблюдением за автотранспортом: при погрузке автомашины подходят к станции с одного направления, при выгрузке − с разных направлений.

Весной и осенью проселочные дороги почти ничем не отличаются от окружающей местности. Пестрота земли скрадывает очертания машин и теней. Туманы в утренние и вечерние часы ухудшают видимость. Все это усложняет ведение разведки в эти периоды и повышает требования к экипажу. Как правило, разведка в это время года должна сопровождаться маршрутным фотографированием.

Штурман эскадрильи капитан Темнов.