Комлевой Николай Петрович (автор)

* * *

Принадлежность:

164 гв. орап

Штурман звена лейтенант Комлевой  
// Сталинский сокол 01.04.1944

Дальняя разведка и разведка аэродромов

Наш экипаж, ведущий дальнюю разведку, систематически изучает район полета радиусом 500-600 км., по картам крупного) масштаба и немым схемам, стремись запомнить все характерные линейные и площадные ориентиры. Полеты на разведку одного и того же района облетают нам детальную ориентировку и успешное выполнение заданий.

В дальней разведке приходится гибко применяться к условиям погоды., так как при полетах на расстоянии 400–500 км. зачастую можно встретить самые разнообразные метеорологические условия. Однажды, производя разведку аэродрома с высоты 6.000 метров, мы обнаружили на запад от него облачность. Аэродром же был открыт. Обойдя аэродром стороной, мы вышли на него с тыла, используя облачность. В это время над аэродромом на высоте 5.000 метров патрулировала пара «Ме-109». Чтобы не выдать себя и избежать встречи с истребителями, мы, не просмотрев аэродром, резким разворотом ушли обратно в облака. Через 15 минут с другим курсом и на другой высоте снова вышли на аэродром и беспрепятственно произвели разведку с фотографированием, В каждом полете в глубокий тыл противника мы ищем площадки, пригодные для посадки самолетов. Это дало нам возможность вскрыть несколько новых аэродромов противника. Признаками того, что площадка используется (даже при отсутствии на ней самолетов) могут служить следы колес шасси на летном поле, наличие и наезженность дорог вокруг площадки, темные маслянистые пятна. Стационарные аэродромы легко обнаруживаются по наличию бетонированных полос, ангаров, служебных помещений, складов и сильной ПВО.

В целях маскировки противник иногда окрашивает полосу и здания под цвет окружающей местности, а на расстоянии 2–3 км. строит точную копию аэродрома. Нужно сказать, что если днем эту уловку легко обнаружить, то ночью без подсвета разведчик или бомбардировщик может легко принять ложный аэродром за основной.

Ложный аэродром можно отличить от действующего систематическим наблюдением. Обычно на ложном аэродроме накатанность дорог меньше, мало следов на летном поле, у стоянок макетов самолетов трава не вытоптана. Точно установить с большой высоты, ложный ли аэродром или действующий, можно только фотографированием.

Мотоколонны в глубоком тылу обнаруживать значительно легче, чем в прифронтовой полосе, так как обычно двигаются они в дневное время и большими группами.

Штурман звена лейтенант Комлевой.