Яцковский Серафим Вадимович (автор)

* * *

Принадлежность:

164 гв. орап

Командир звена старший лейтенант Яцковский  
// Сталинский сокол 01.04.1944

Фотографирование площадей и криволинейных маршрутов

Опыт показывает, что при фотографировании переднего края обороны противника с высоты 3.000–4.000 метров самолет-разведчик должен быть прикрыт истребителями, так как даже в том случае, когда нет патрулирующих истребителей противника, длительное пребывание разведчика над целью дает возможность вызвать их по радио. Чтобы лучше договориться с истребителями прикрытия о выполнении задания, я произвожу посадку на их аэродроме. Насколько это важно, показывает следующий случай. Как-то я вылетел на фотографирование площади. В этом полете меня сопровождали 6 истребителей. Посадки на их аэродроме я не сделал, поэтому я договориться с ними не мог.

При выполнении задания на последнем заходе появились вызванные противником по радио 18 «Me-109». Все истребители прикрытия немедленно вступили с ними в бой, забыв свою главную задачу − прикрывать мой самолет во время фотографирования. В результате я хотя и выполнил задание, но был подбит.

Чтобы ввести в заблуждение ПВО противника, мы подходим к району фотографирования на высоте несколько больше заданной, в стороне, от входного ориентира на 3–6 километров.

На подходе штурман, ведя детальную ориентировку по карте крупного масштаба, показывает мне входной ориентир и дает приборную высоту фотографирования, скорость и курс захода. После этого он ставит временной интервал и проверяет работу АФА, производя несколько пробных снимков. Когда входной ориентир станет проектироваться на траверзе 70–80º, я делаю резкий разворот со стороны солнца в его сторону и ставлю самолет в створе входного, контрольных и выходного ориентиров. Убирая газ, теряю высоту до заданной, после чего устанавливаю заданный режим полета.

В момент прохождения границы площади штурман включает АФА. На всем маршруте с'емки самолет держу строго в створе ориентиров. При отклонении от оси маршрута довороты делаю ногой без крена. Последующие заходы выполняю так же.

При сильном противодействии ЗА мы фотографируем с одного захода, с применением противозенитного маневра по высоте и скорости. В этом случае высоту над входным ориентиром держу на 150–200 метров больше заданной и скорость − на 10–15 км. больше минимальной.

Чтобы не получилось разрывов в фильме при увеличении скорости, временной интервал уменьшаем на 2–3 секунды.

Маршрут проходим с увеличением скорости и теряя высоту, с таким расчетом, чтобы к выходному ориентиру подойти на заданной высоте. Разница высот в 150–200 метров при фотографировании с высоты 3.000–4.000 метров дает почти незаметную разницу в масштабе.

Отход от цели произвожу на скорости со снижением.

После посадки я и штурман обязательно присутствуем при проявлении и дешифрировании фильма. Это позволяет нам выявить все ошибки, допущенные при с'емке, с тем, чтобы избежать их в последующих вылетах.

Фотографирование криволинейных маршрутов могут выполнять только очень опытные экипажи. Практика показала, что для фотографирования криволинейного маршрута самолет должен быть оборудован 2- или 3-маршрутной качающейся фотоустановкой, обеспечивающей захват площади значительно больше, чем одиночным АФА.

Моим экипажем с одного захода и с разворотом на 340° был заснят мыс К. (см. схему). Наши действия при этом сводились к следующему. Наметив входной ориентир, мы заранее рассчитали, на каком удалении от центра маршрута должен пройти самолет при заданной высоте, имея крен в 6–8°. Перспектива при таком крене незначительна. Экспозицию установили минимальную, а скорость держали на 10–15 км. больше минимальной. Но прицелу СПБ-1 штурман навел самолет точно на ориентир. Накренив самолет на расчетный угол, я повел его, удерживая центр маршрута по курсовой черте, при изменении направления маршрута доворачивая самолет в нужную сторону ногой с изменением крена на 2–3° и подскальзыванием.

При слишком резких изломах маршрута (больше 70°) приходятся делать новые заходы.

Командир звена старший лейтенант Яцковский.