Газета «Сталинский сокол»
5 апреля 1944, № 222





// Передовая статья
// Сталинский сокол 01.04.1944

Преследовать противника с воздуха!

Наступление наших войск на юге не ослабевает ни на один день. Очищая от немецко-румынских войск села и города Украинской и Молдавской Советских Социалистических Республик, доблестные части Красной Армии одновременно ведут боевые действия за государственной границей нашей страны. Советские войска сражаются сейчас на румынской территории, выполняя приказ Верховного Главнокомандования преследовать врага вплоть до его разгрома и капитуляции. Умело осуществляя тактику маневрирования, не давая врагу передышки, своевременно ликвидируя все вражеские попытки контратаками задержать наступление Красной Армии, советские воины неотступно преследуют противника.

Немцы всеми средствами стараются вывести из-под сокрушительных ударов Красной Армии свою живую силу и технику, однако эти старания успеха не имеют. Иллюстрацией к этому служит публикуемое нами сегодня сообщение Совинформбюро. Это сообщение подводит итоги наступательных боев с 4 по 31 марта только на одном участке гигантской битвы на юге − участке действий 1-го Украинского фронта.

Сотни тысяч убитых и пленных вражеских солдат и офицеров, множество уничтоженной и захваченной техники противника ярко и выразительно отражает замечательные успехи наших войск в преследовании врага. Советские генералы и офицеры научились не только отлично взламывать вражескую оборону, они столь же искусно организуют и преследование отступающего противника.

Преследование противника с воздуха − одна из важнейших задач, стоящих сейчас перед вашей авиацией. Помешать противнику вывести свою живую силу и технику из-под удара наступающих частей, не дать ему возможности закрепиться на промежуточных рубежах обороны и привести в порядок деморализованные, расстроенные части − все это большие и сложные задачи. Решение их во многом зависит от хорошо организованного авиационного преследования противника.

Опыт боев на Украине и на Ленинградском фронте доказывает, что без помощи воздушной разведки нельзя успешно преследовать противника с воздуха. Еще тогда, когда наши войска взламывают вражескую оборону и входят в прорыв, авиационный начальник обязан нацелить группу разведчиков на то, чтобы своевременно установить отход противника с рубежа обороны. В первую очередь нужно уловить момент, когда вражеская артиллерии начинает менять свои огневые позиции. Вот в этот момент и важно без промедления ударить по отступающим немцам с воздуха и продолжать «сопровождать» их на путях отхода. В этой начальной стадии отхода, когда враг еще не успел опомнится и сорганизоваться, удары штурмовиков и бомбардировщиков будут особенно эффективны.

Именно так и было организовано авиационное преследование немцев на Ленинградском фронте, где воздушные разведчики, несмотря на тяжелые метеоусловия, точно установили момент отхода немцев от их оборонительного рубежа в районах Гатчина, Красное Село, Ропша. Это позволили штурмовикам неотступно преследовать немцев.

Однако авиационное преследование противника будет действенным лишь в том случае, если воздушной разведке удастся вскрыть не только момент, но и направление отхода противника. Зная это направление, авиационный начальник может легко решить одну из главных задач авиационного преследования − не дать противнику возможности организованно занять новые оборонительные рубежи, переформировать свои части. Само собой разумеется, что здесь всё зависит от непрерывности и быстроты действий авиации. Ни минут промедления! Ни минуты передышки врагу!

В этом отношении поучителен пример летчиков части Андреева, преследовавших немцев при их отступлении от Луги к Пскову. Штаб соединения организовал здесь разведку «на себя». Чтобы не дать возможности противнику опомниться, группы бомбардировщиков вылетали по радиовызову с борта самолета разведчика.

Весенняя распутица усложняет преследование противника нашими наземными войсками. Но та же весенняя распутица дает возможность штурмовикам и бомбардировщикам действовать с особой эффективностью по отступающим немецким войскам. В это время реки проходимы только на переправах. Разрушив один мост, авиация может надолго задержать отходящие колонны немцев у переправы, чтобы затем ударами с воздуха уничтожать образовавшиеся здесь скопления войск.

Весной скопления войск часто образуются не только у переправ, но и на трудно проходимых, размытых водой полевых дорогах. Опыт работы штурмовиков на украинских фронтах полон примеров того, как умело летчики используют эти скопления вражеских войск на полевых дорогах. Одна группа штурмовиков вылетает со специальной задачей − создать «пробку» на пути движения какой-нибудь большой колонны. Вслед за ней над целью появляются одна за другой несколько групп «ИЛ'ов», которые уже с бреющего полета уничтожают застрявшую на дороге колонну.

Можно сослаться, например, на опыт гвардейской части Михевичева (3-й Украинский фронт), которая, создав «пробку» в дефиле, не позволила немцам вывести большое количество автотранспорта. Он так и остался в «мешке». Авиационный начальник здесь правильно учел обстановку, созданную распутицей. Перед ним были и другие заманчивые цели, в частности переправы через реку, но он нацелил летчиков на единственною улучшенную дорогу, свернуть с которой немцы не могли из-за распутицы. Эта дорога шла через дефиле. Непрерывно воздействуя небольшими группами на скопление техники у этого дефиле, гвардейцы создали «пробку» и дали возможность наземным войскам захватить большие трофеи.

Пример части Михевичева говорит о том, что, организуя преследование противника, авиация может и должна поминать нашим наземным войскам окружать противника, захватывать его технику. С этой точки зрения большое значение имеют удары авиации по железнодорожным узлам. Гвардейцам той же части Михевичева удалось блестяще осуществить такую задачу на одной станции, с которой немцы пытались переправить на новый оборонительный рубеж свои отступающие войска. Учитывая, что разбитые эшелоны враг мог быстро убрать с путей, а воронки от бомб заделать, гвардейцы избрали иной метод создания пробки на станции. Мелкими группами штурмовиков они выслеживали и выводили из строя паровозы. Одновременно летчики разыскивали эшелоны и склады с боеприпасами. Взрыв каждого склада надолго прекращал работу. Штурмовики достигли своей цели.

Боевая работа авиации, преследующей противника, осложняется тем, что линия фронта и район действий непрерывно удаляются от наших аэродромов. Вот почему при организации преследования нужно большое внимание уделить подготовке районов авиационного базирования.

В битве на полях правобережной Украины и Молдавии наша, авиация еще и еще раз показала себя верным помощником наступающих наземных войск. Помощь эта должна нарастать с каждым днем вопреки традиционным представлениям о сезонности в работе авиации. Нужно помнить, что авиационное преследование противника только тогда дает эффект, если оно ведется непрерывно. Летать в любую погоду, при самых тяжелых метеоусловиях стало девизом передовых гвардейских авиачастей.

Неотступно преследовать гитлеровские полчища, не давать им возможности оправиться от сокрушительных ударов наступающей Красной Армии − к этому, сталинские соколы, призывает вас родина!