Мехедов Даниил Максимович

Стебунов Борис Филиппович

Сожин Григорий Борисович (автор)

* * *

Принадлежность:

18 сбап

Батальонный комиссар Г. Сожин 

Выше качество бомбовых ударов
// Сталинский сокол 08.05.1942

Когда наши наземные части прорвали укрепленную полосу в одном из опорных пунктов немецкой линии обороны, фашисты, пытаясь предотвратить дальнейший успех советских пехотинцев, сосредоточили здесь значительные силы и большое количество артиллерии. Требовался решительный и точный удар с воздуха. Летчики, которым было поручено это ответственное задание, выполнили его отлично. Неприятельские солдаты, взятые несколько позже в плен, хорошо запомнили налета. По их показаниям, немцы понесли большие потери. Контрудар фашистов не состоялся.

Недавно был нанесен массированный удар по переднему краю вражеской обороны. Ночью действовали легкие бомбардировщики, днем – истребители. Благодаря эффективности удара с воздуха наземные части сумели расширить и углубить прорыв в одном из стратегически важных пунктов.

Можно привести еще много примеров отличного, снайперского бомбометания. Борьба за высокое качество бомбометания в авиационных частях уже принесла плодотворные результаты. Тем больший интерес представляет проведенное на-днях совещание снайперских экипажей.

Часть легких ночных бомбардировщиков совсем молода. Она значительно позже других включилась в боевые действия, но период работы «на-ощупь» уже прошел. Специфика легкобомбардировочной авиации заставила выработать свои методы ударов по врагу.

Для быстрого и точного обнаружения цели, особенно огневых точек, обычно посылают два экипажа. При первом сбрасывании бомб противник огневым противодействием демаскирует себя, а в это время второй экипаж, контролируя попадания первого, одновременно засекают месторасположение ЗА, ЗП и в последующие заходы наносит им точные удары.

В другой части отказались от имевшей место спешки в организации вылетов. Раньше на КП собирались все экипажи. Командир коротко ставил задачу, а детали предстоящих полетов, подчас очень важные, не обсуждались. Сейчас задачу получают командир, штурман и комиссар подразделения и затем сообщают ее всему летному составу. Район цели, особенно если задача новая, тщательно изучается по картам крупного масштаба. При этой особое внимание обращается на линейные ориентиры. Опыт показал, что контрольным ориентиром для выхода на цель лучше всего выбирать не населенный пункт, а рощу, озеро, которые издалека и хорошо просматриваются.

Были раньше случаи, когда экипажи не считали нужным прокладывать маршрут: до цели, мол, лететь недалеко. Порочность такой точки зрения совершенно очевидна. Навигационная подготовка необходима вне зависимости от расстояния до цели. Теперь в части прокладывают маршрут перед каждым вылетом.

В случае, если цель сильно защищена средствам ПВО, нет необходимости делать много заходов. Каждый экипаж должен быть инициативным в своем маневре над целью. Примером может служить один из последних вылетов экипажа тов. Стебунова. Не долетев до цели, экипаж некоторое время наблюдал и засекал действовавшие огневые точки противника. Как только стрельба прекратилась, он подошел и сбросил бомбы очень точно.

В борьбе за аффективное бомбометание большую роль играло фотографирование во время ночных полетов. Пять раз штурман капитан Мехедов летал на фотографирование об’ектов противника. На сделанных им снимках были отлично запечатлены склад боеприпасов, ДОТ’ы, земляные работы, которые вел противник, и т. д.

Борьба за качество ночного бомбометания не может и не должна прекращаться, тем более что использованы далеко не все возможности. Например, бомбометание и стрельбу с легкого бомбардировщика можно вести точечно. Но для этого необходимо постоянно быть в курсе боевой обстановки, поддерживать самую тесную связь с передовыми наземными частями. Кстати, это остается слабым местом в работе некоторых авиационных частей.

В наступающий период весенне-летних операций необходимо делать все возможное, чтобы непрестанно повышать качество ночного бомбометания.

Батальонный комиссар Г. Сожин.
Ленинградский фронт.