Дунаев Николай Павлович (автор)

* * *

Принадлежность:

16 иап

Капитан Н. Дунаев 

В ночном бою
// Сталинский сокол 15.05.1942

Припоминаю первый мой боевой полет ночью. Шел я тогда на высоте 1.500 метров. Заметив вражескую машину, охваченную лучами наших прожекторов, я решил ее во что бы то ни стало уничтожить. Немец уходил. «Догнать!» Задача казалась нетрудной. Мне представлялось, что враг шел приблизительно в десяти километрах впереди и метров на пятьсот выше. Я стал выжимать из своего «И-16» всю скорость, которую мог он дать. Но одновременно я должен был набирать высоту. Набрать 500 метров – пустяки. Но каковы были мои досада и удивление, когда оказалось, что я жестоко просчитался: немецкий самолет в действительности шел не на двух тысячах метров высоты, а на пяти тысячах. Ночью такой обман зрения обычен. В результате немец ушел от меня очень далеко, положенное мне время пребывания в воздухе подошло к концу, и я вынужден был повернуть на аэродром.

«Нет, так воевать нельзя», – сказал я себе.

Техник дозарядил самолет, и я снова отправился искать врага. Теперь я сразу забрался на 4.500 метров. Вскоре увидел, что наши прожекторы схватили лучами и ведут «Ю-88». Его высота была 3 тысячи метров. Догнать немца на сей раз оказалось нетрудно, и я атаковал его.

С этой ночи я считаю правилом: истребитель, если он вылетает без предварительного указания о противнике, набирает сразу высоту 4—5 тысяч метров – она обеспечит ему возможность быстро настигнуть противника, когда он будет обнаружен.

Теперь о том, как нужно вести ночной бой.

Опыт показывает, что ни в коем случае не следует ночью первую атаку производить с хода. Ночной бой – это прежде всего бой на сближенной дистанции. Маневр, который ведет к отрыву от врага, недопустим. Нельзя атаковать врага с хода, потому что, проскочив мимо него, вы потеряете время на последующий разворот для атаки. Стоит вражескому самолету, пока вы разворачиваетесь, уйти от прожекторных лучей, и если вы не идете за ним на короткой дистанции, все потеряно, он скроется в темноте. По этой же причине нельзя в ночном бою рекомендовать атаку в лоб.

Увидев ночью» в лучах прожекторов противника, нужно пристроиться к нему справа или слева, чтобы итти с ним параллельным курсом с интервалом примерно в 40 метров и на дистанции 20 метров. Держаться надо немного ниже вражеского самолета (10—20 метров), имея в виду что он освещен прожекторами снизу. Кроме того, наблюдая за противником снизу, можно видеть его и без прожекторов на фоне неба. Следует помнить что противник, когда его осветили прожекторы, старается пикировать, чтобы за счет потери высоты уйти от истребителя, быть ниже его и, следовательно, слиться с фоном.

Это и будет исходное положение для атаки. Чуть довернув самолет, истребитель атакует, целясь почти в упор в нижние, наиболее уязвимые части моторов.

Одна такая атака может решить дело. Никогда днем истребитель не будет иметь возможности пристроиться к противнику и атаковать его с такой укороченной дистанции, как ночью. Это – преимущество ночного боя, которым обязательно следует воспользоваться, так как ночью рассчитывать на многократные атаки нельзя.

После первой атаки, если она не принесла решительного результата и если вражеский самолет все еще освещен, нужно немедленно переходить на противоположную сторону и снова пристраиваться к нему, как и в первый раз.

При такой тактике истребителя противнику не легко уйти от него. Полет на параллельном курсе и укороченная дистанция дают истребителю возможность не отрываться от врага и видеть его даже, когда он выскочил из освещенной прожекторами зоны.

Применение такого рода действий позволило мне сбить первый вражеский самолет.

Капитан Н. Дунаев.