Герои публикации:

Осипов И. (автор)

Майор И. Осипов 

Тактика бомбардировочной авиации противника
// Сталинский сокол 15.05.1942

Деятельность бомбардировочной авиации противника увязана с действиями наземных войск, в особенности мотомеханизированных.

Над полем боя бомбардировщики действуют отдельными самолетами и группами до 15 машин.

Двусторонняя радиосвязь между землей и воздухом дает возможность бомбардировщикам действовать по целям, удаленным от своих наземных передовых частей лишь на несколько сот метров. Но, несмотря на такую организацию взаимодействия, отмечается много случаев, когда авиация противника, потеряв связь, бомбардировала свои войска.

Одиночные самолеты при ясной погоде и при противодействии с земли бомбардируют с высоты 1500—3500 м, а при отсутствии противодействия – с высоты 800—1000 м с последующим снижением до 200 м и обстрелом пулеметно-пушечным огнем. При наличии облачности удары производятся с малых высот (100—300 м) с использованием облаков для внезапного нападения.

Группа самолетов летит к цели, как правило, в строю клин или ромб, при подходе к цели – перестраивается в правый пеленг и становится в левый круг, производя бомбометание одиночными самолетами или парами. Самолеты «Ю-88» сбрасывают бомбы с пикирования, а «Хе-111» – с горизонтального полета, после бомбометания по наземным частям ведется пулеметно-пушечный огонь. Если облачность, бомбардировщики в целях маскировки и внезапности летят под нижней кромкой облаков, а иногда и выше их. После сбрасывания скрываются в облачность.

Обычно бомбардировочная авиация противника действует под прикрытием истребителей. Они летят группами по 3–6 самолетов, эшелонируясь по высоте и направлению. Первая группа идет на высоте полета бомбардировщиков, впереди их на 300–500 м. Вторая группа истребителей летит с превышением на 400–500 м, меняя курсы. В момент бомбометания истребители находятся над бомбардировщиками с превышением на 400—500 м.

При непрерывном патрулировании наших истребителей на поле боя противник применяет следующую тактику: в районе цели на высоте 3000—4000 м появляется группа истребителей с задачей отвлечь патрулирующие самолеты от об’екта. Через 3—5 минут появляется вторая, более сильная группа, сопровождающая бомбардировщики.

Противник большое значение придает разведке об’екта до налета. Результаты наблюдения разводчики передают открытым текстом по радио и иногда продолжают вести наблюдение за целью до прилета бомбардировщиков.

После бомбометания самолеты уходят в сторону солнца бреющим полетом, а в пасмурную погоду – в облака.

На аэродромы противник налетает одиночными самолетами и группами. Состав группы и тактика налета меняются в зависимости от противодействия со стороны нашей ЗА и МА. Во всех случаях противник стремится к внезапности, используя облачность, производя налеты рано утром, с наступлением темноты, с больших высот с приглушенными моторами и на бреющем полете с последующим выскакиванием на высоту для бомбометания. По наиболее важным аэродромам немцы стремятся производить несколько налетов в течение суток. При противодействии со стороны ЗА и ИА противник высылает сначала группу истребителей (3—4 самолета) с задачей оттянуть наших истребителей от аэродрома. Через 30—40 минут появляется группа бомбардировщиков, которая бомбардируй об’екты расположенные вблизи аэродрома истребителей, в расчете на то, что наши истребители взлететь не смогут, так как им необходимо время на дозаправку.

Противник применяет метод «закупорки» наших аэродромов. Так, например, 3–6 вражеских самолетов начинают кружиться над нашими аэродромами истребительной авиации, стараясь помешать взлету истребителей. В это время группа бомбардировщиков бомбардирует те аэродромы, на которых расположена авиация другого вида.

При групповом налете противник подходит к аэродрому строем правый пеленг, над об’ектом становится в левый круг и начинает попарно производить бомбометание с пикирования. Количество заходов зависит от противодействия. Первым заходом противник старается сделать летное поле непригодным для взлета. Второй заход имеет целью уничтожение материальной части на аэродроме. Третий заход используется для «прочесывания» всей территории аэродрома. Высота действия при наличии зенитной артиллерии – 1000—2500 м, а при отсутствии ее – 200—600 м. Заходы, как правило, производятся со стороны солнца, а при облачности – из-под нижней кромки облаков. Особенно активно действует противник по аэродромам в нелетные дни, используя для этого наиболее опытные экипажи.

Немцы стремятся держать под систематическим воздействием авиации пути подвоза. Об’ектами на железной дороге являются станции, мосты, перегоны и подвижной состав. Как правило, бомбардировочная авиация действует на глубину 150–200 км одиночными самолетами и группами (до 9 самолетов). По крупным железнодорожным узлам и станциям удары наносятся группами под прикрытием истребителей, которые летят с превышением на 600—1000 м. Противник стремится действовать на рассвете, к исходу дня или ночью с высоты 100—300 м. Практика показывает, что после выхода из зоны огня ЗА вражеские самолеты возвращаются для повторного налета. Противник применяет тактику одновременного удара по железнодорожным станциям и перегонам с целью прекратить движение на большом участке дороги на продолжительный срок. На перегонах действуют одиночные самолеты с небольших высот (100—200 м) или малочисленные группы в строю пеленг на растянутых дистанциях. Заходы производятся вдоль цели или под углом 30°–50°, бомбометание – с планирования с высоты 1300—1500 до 400—500 м. Применяются бомбы замедленного действия. На железнодорожные мосты бомбы сбрасываются с пикирования с высоты 1200—1500 и с выходом на 300–500 м.

На крупные промышленные об’екты и населенные пункты налеты производятся группами, эшелонированно по времени и высоте. Полет до зоны огня ЗА происходит в сомкнутом строю клин или ромб, в зоне же заградительного огня ЗА строй рассыпается, самолеты уходят в резные стороны с целью рассредоточения огня.

Истребители сопровождают бомбардировщиков с небольшим превышением и, имея преимущество в скорости, производят частую смену курсов или ходят вокруг бомбардировщиков. Противозенитный маневр бомбардировщики строят за счет увеличения скорости, изменения высоты и небольших доворотов. При сильном воздействии ЗА и ИА самолеты сбрасывают бомбы залпом с высоты 5000—6000 м.

По населенным пунктам бомбардировочная авиация в зависимости от наличия противодействия действует с высоты от 800 до 4000 м. Широко используются по промышленным об’ектам и населенным пунктам зажигательные бомбы.

С наступлением темноты на об’ект налетает небольшая группа самолетов, задача которой – создать очаги пожаров и осветить цель для последующих групп. Каждому ночному налету предшествует тщательная разведка днем. Ночные бомбардировщики противника получают указание, на какие запасные аэродромы могут садиться в случае необходимости. При ночных полетах бомбардировочная авиация широко использует радиомаяки, вращающиеся светомаяки и костры.

Майор И. Осипов.