Газета «Сталинский сокол»
15 мая 1942, № 96




Передовая статья 

Авиационный командир и руководство боем

// Сталинский сокол 15.05.1942

В первомайском приказе товарищ Сталин поставил важнейшую задачу:

«Общевойсковым командирам – изучить в совершенстве дело взаимодействия родов войск, стать мастерами дела вождения войск, показать всему миру, что Красная Армия способна выполнить свою великую освободительную миссию!».

Требование наркома целиком относится также ко всем авиационным командирам.

Для того, чтобы успешно управлять боем, надо прежде всего умело организовать взаимодействие с наземными войсками. А это достигается знанием тактики и техники общевойскового боя, возможностей своего оружия, всесторонним знанием обстановки, умением предвидеть ход событий, во-время проявить решимость, искусство и инициативу и тем обеспечить себе победу над врагом.

Авиация – самый подвижный род войск, способный в нужном направлении обрушить мощный огневой залп на голову врага. Главное – правильно и своевременно использовать нашу богатую авиатехнику для подавления сопротивления противника.

Современная война надвигает ряд новых требований к авиации. Каждая из воюющих сторон применяет свою тактику в воздухе. Преимущество остается за тем, кто хорошо организует разведку и своими действиями упреждает неприятеля, кто мастерски руководит и наносит удары с воздуха там, где этого не ожидает противник, кто применяет все новые формы и методы борьбы с врагом, ибо воздушный бой не терпит шаблона, застоя. Следовательно, обязанность наших авиационных командиров, и их штабов – учитывать боевой опыт, тщательно анализировать воздушные схватки, во-время разгадывать замыслы врага, знать его повадки, тактику. Так, и только так, авиационный командир сможет полноценно руководить своими частями и подразделениями, отлично готовить каждую операцию.

Успех боевых действий зависит в значительной степени от того, насколько в самом начале организован бой. Заранее надо позаботиться о материальном обеспечении летающей части, снабдить ее боеприпасами и всем необходимым. Нужно лучше готовить материальную часть в полет. Ни одного срыва в выполнении боевого задания по вине технического состава! Одновременно следует предусмотреть вопросы взаимодействия и связи в воздухе. В этой подготовительной работе нельзя упустить ни одной мелочи!

Каждое подразделение и каждый экипаж должны точно знать, что они будут делать в воздухе. Особое внимание надо обратить на подготовку к боевому вылету отдельных экипажей, заранее договориться, как должен протекать полет, кто будет прикрывать, как действовать в том случае, если нападет противник. Бой надо организовать еще на земле – в этом залог победы.

На-днях четверка штурмовиков получила задание атаковать немецкую автоколонну численностью до 100 автомобилей (Южный фронт). Штурмовиков должны были прикрывать истребители. Однако части между собой четко не договорились, и в результате истребители не смогли найти штурмовиков и пошли на цель самостоятельно. Над противником ведущий перестал следить за своими ведомыми. Строй нарушился. Каждый атаковывал самостоятельно. После атаки ведущий пытался встретиться с ведомыми в условленном месте, но безрезультатно. Все самолеты пришли на свой аэродром в разное время. Хотя атака и оказалась удачной – подбито и выведено из строя до 40 немецких автомашин – тем не менее полет был организован плохо: командование и штаб подошли к делу несерьезно.

Приведенный пример показывает, что в тех частях, где авиационные командиры и их штабы не уделяют достаточного внимания подготовке к вылету, боевая работа чревата неприятными неожиданностями.

Конечно, этот случай не типичен для авиации, но тем не менее надо так организовать бой, чтобы повторение подобных явлений было совсем исключено.

Ошибочно думать, что руководство деятельностью авиации можно осуществить только планом боевой работы и одним приказом. К сожалению, так еще поступают некоторые авиационные начальники. Они составляют плановую таблицу и на этом считают свою миссию законченной. Как будто она сама будет руководить конкретным боем. Забывают, что бой в течение дня, если им гибко руководить, требует сугубо конкретных коррективов, вытекающих из новой обстановки в воздухе и на земле, которая изменяется ежеминутно, особенно в воздухе.

Большая подвижность и высокая огневая оснащенность войск делают современный бой скоротечным. Значит, в каждом отдельном случае нужно вносить коррективы в процесс боя. Здесь авиационный командир должен проявлять разумную инициативу и в свою очередь прививать то же качество каждому экипажу в отдельности.

Организуя бой, следует помнить, что одним прикрытием своих наземных войск от авиации противника еще не достигается господство в воздухе. Нужно систематически уничтожать вражескую авиацию на аэродромах. Бить фашистскую авиацию и на земле, и в воздухе, искать с ней боя, удерживать за собой инициативу и всемерно усиливать ее – такова сегодняшняя задача наших военно-воздушных сил. Из этого и должны исходить авиационные командиры и их штабы при разработке того или иного боя.

Авиационный командир я его штаб – главные организаторы боевых действий своей части. Они обязаны знать все изменения обстановки на их участке фронта и всегда быть готовы принять нужное решение. Их долг – строго учитывать все возможности подчиненной им авиации (количество самолетов, уровень подготовки личного состава, метеорологическую обстановку и т. дл.). Знание замысла операции и четкое уяснение своей роли в ней – вот по существу главное для выполнения приказа вышестоящего начальника. Только при учете всех этих факторов авиационный командир и штаб могут правильно принять решение и поставить задачу своим частям и подразделениям.

Одно из основных условий эффективного руководства – постоянное общение авиационного командира с наземными войсками. Хорошая договоренность по всем вопросам, надежная радиосвязь самолетов с артиллерией, танками, пехотой и конницей – непременное условие успеха боевой задачи. Особенно надо обратить внимание на точное обозначение линии фронта своих войск, что очень важно при совместной работе авиации с наземными частями.

Велика и ответственна роль авиационного командира и его штаба в руководстве боем. Авиационный командир не может ограничиваться только выпуском самолетов в воздух. Он должен руководить не из землянки, а быть непосредственно около самолетов, с людьми. Командир обязан периодически вылетать на выполнение боевого задания с целью контролировать работу как своего подразделения, так и отдельных экипажей. Необходимо систематически производить разбор боевых вылетов, с тем чтобы на положительных и отрицательных моментах воспитывать своих летчиков. Командир и его штаб – обязаны поддерживать постоянную связь с подчиненными частями и подразделениями, глубоко вникать в сущность их работы, всегда знать свои кадры, свою технику и их возможности и, в зависимости от обстановки, направлять соответственно их действия.

Тогда руководство боем со стороны авиационного начальника будет гибким, инициативным и грамотным. А в этом суть обеспечения победы.