Пономарев Федор Федорович

Сайко Алексей Никитович

Штефаник Карл

Бару Илья Витальевич (автор)

* * *

Принадлежность:

181 иап

Лейтенант И. Бару 

Таран на встречном курсе
// Сталинский сокол 22.05.1942

Юго-Западный фронт, 21 мая. (От наш. спец. корр. по телеграфу).

Начальник штаба записал в тетради: «19 мая. 8 часов 20 минут. 5 истребителей «ЛАГГ-3» вылетели на патрулирование». Эта запись была сделана в ту минуту, когда последний «ЛАГГ» оторвался от земли и, развернувшись над аэродромом, начал резко набирать высоту. «ЛАГГ’и» получили задание прикрывать дорогу, по которой двигались на фронт наши танки. Дорога проходила поблизости от аэродрома, и поэтому самолеты все время находились в поле нашего зрения. Набрав заданную высоту, «ЛАГГ’и» стали в круг. Минут 20 они барражировали спокойно.

Вдруг с запада неожиданно появились четыре немецких истребителя «Мессершмитт-109-Ф». Немцев заметили не только находившиеся на аэродроме, их видели и наши истребители, и первым среди них – младший лейтенант Алексей Сайко. Развернувшись вправо, Сайко заметил с левой стороны «ЛАГГ», за которым на дистанции 400 метров шел «Мессершмитт». Шел еще один «Ме-109-Ф», прикрывавший хвост своего партнера. Сайко резко вывел машину из правого виража влево и со снижением решительно пошел в лобовую атаку навстречу «Мессершмитту».

Пропустив «ЛАГГ» ниже себя, Сайко сделал маленькую горку и, оказавшись на одной высоте с «Мессершмиттом», открыл огонь. Немец смело шел на сближение, и одно мгновение нам казалось, что столкновение неминуемо. Однако нервы германского летчика оказались слабее, чем у Алексея Сайко, и в последний момент он отвернул вправо, решив подставить «ЛАГГ» под огонь второго немца, следовавшего за ним в хвосте. Но фашистский летчик не учел, что дистанция была уже слишком малой. Не знал он также и того, что Сайко давно принял решение таранить врага и что теперь ему не спастись, как бы то ни было. Но немец отвернул вправо и на какое-то мгновение стал с креном. В это мгновение Сайко левой плоскостью своего самолета ударил по левой плоскости немца. «Мессершмитт» на наших глазах развалился на куски и упал на аэродроме. Летчик пытался выброситься на парашюте, но парашют не раскрылся, и он камнем врезался в землю рядом с обломками своего самолета. Машина Сайко также была сильно повреждена (от удара отлетела часть элерона и четверть плоскости), но младший лейтенант благополучно произвел посадку на аэродроме. Пока он подруливал к своему месту, старшина Пономарев успел сбить второй «Ме-109-Ф», остальные ретировались.

Свою замечательную победу Алексей Сайко одержал на 114-м боевом вылете. Молодой летчик за свои подвиги несколько месяцев назад награжден орденом Красного Знамени. Таран он произвел на встречном курсе на самолете «ЛАГГ-3».

Сбитый немецкий летчик оказался лейтенантом Карлом Штефаник, 30 лет. У него нашли немного документов, но и по тем, которые были, можно установить, кто Штефаник является германским «ассом», инструктором по технике пилотирования. Так, у него оказалась расчетная книжка, из которой явствовало, что в начале мая Штефаник читал группе летчиков лекцию и демонстрировал показательный воздушный бой на самолете «Мессершмитт». Любопытно, что в пистолете Штефаника нашли только один патрон, а парашют, который так подвел его, оказался старого образца и изготовлен еще в 1935 г. По-видимому, Геринг не высоко ценит жизнь даже своих лучших «ассов».

Лейтенант И. Бару.