Мирный Андрей Семенович (автор)

Майор А. Мирный 

Авиационная подготовка наступления
// Сталинский сокол 22.05.1942

Взлом переднего края – часть задачи по преодолению всей системы обороны противника, часть наиболее ответственная и трудная. Опыт последних месяцев войны показал, что для этой цели необходима авиационная обработка.

Проведение ее требует не только внимательного наблюдения с воздуха за положением наземных частей, но и высокой подготовки ведущих штурманов, так как наши войска находятся всегда в непосредственной близости от переднего края противника и при малейшей ошибке в расчетных данных и прицеливании могут подвергнуться бомбардировке со своих самолетов.

Прежде чем начать авиационную обработку переднего края, необходимо проделать подготовительную работу. Главной задачей в подготовительный период надо считать ведение разведки, в процессе которой должна быть вскрыта система обороны и обнаружены все укрепления и огневые точки противника. В этом случае фотографирование – основной способ разведки. Целесообразно также применять визуальное наблюдение, использовать показания пленных и данные наземной разведки.

На Южном фронте в конце марта, за 5–7 дней до взятия одной высоты, на которой немцы возвели мощные фортификационные сооружения, была проделана большая подготовительная работа. Авиационное командование произвело тщательную разведку. Была сфотографирована не только высота, но и прилегающая к ней местность. При помощи аэрос’емки вскрыть всю систему обороны. Данные авиационной разведки подтверждались наземной разведкой, показаниями пленных и наблюдением экипажей с воздуха.

После вскрытия системы обороны летный состав, готовившийся к обработке переднего края, тщательно изучил цели. Район бомбардировки был разбит на участки, и каждый участок закреплен за определенной группой бомбардировщиков. В свою очередь на участках выделили отдельные об’екты – цели. Таким образом, вылетая на задание, каждый летчик и штурман имел определенную точечную цель.

Для более эффективного поражения противника бомбардировочный удар нужно наносить массированно и целеустремленно. На войне нельзя быть сильным везде. Поэтому удар нужно направить в одно, наиболее выгодное место, одновременно посылая по нескольку бомбардировщиков под прикрытием такого же количества истребителей. При сильном противодействии ИА противника прикрытие должно быть в полтора-два раза больше.

Авиационному командованию следует до начала действий четко договориться с наземными командирами относительно обозначения переднего края своих войск, времени и месте удара, целеуказании и т. д. В данной операции все это было «предусмотрено.

Перед бомбардировкой авиационный штаб и наземное командование договорились о том, каким способом будет обозначен передний край, установили сигналы для самолетов и войск. Была написана краткая, но ясная инструкция, в которой предусматривалось, кому, что и когда делать. Помимо этого, в наземные войска отправились авиационные командиры, которые систематически следили за выкладыванием сигналов, за своевременным целеуказанием. Такая организация взаимодействия исключала возможность поражения своих войск, хотя они и находились всего в 300—400 метрах от переднего края противника.

Целеуказание днем осуществляется подачей серии ракет разных цветов в сторону об’ектов, которые должны подвергнуться бомбардированию. В это же время артиллерия ведет огонь по цели, и место разрывов снарядов служит точкой прицеливания для штурманов.

Ночью артиллерия стреляет светящимися снарядами. Кроме того, выкладывается световое «Т» и выставляется прожектор, луч которого указывает цель. Обозначение переднего края своих войск и целеуказание имеют очень большое значение во время проведения воздушной операции. Только точное соблюдение условленных сигналов и знание их штурманами бомбардировщиков могут предотвратить поражение своих наземных войск.

При подготовке к авиационной обработке необходимо тщательно учитывать метеорологическую обстановку. Операцию нужно начинать в таких условиях, которые позволяли бы вести боевые действия с воздуха днем и ночью систематически в течение нескольких дней, до тех пор, пока не будут разрушены укрепления противника и парализована его живая сила.

Опыт боевой деятельности ВВС показал, что каждая воздушная операция встречает противодействие ИА противника. Поэтому надо особенно тщательно организовать взаимодействие наших бомбардировщиков с истребителями.

Весьма целесообразно наносить комбинированный удар по врагу. В таком ударе обычно участвуют бомбардировщики, истребители и штурмовики. Штурмовики под прикрытием истребителей за несколько минут до бомбардировочного удара приходят на цель, подавляют противовоздушную оборону и уничтожают живую силу противника. За штурмовиками, опять-таки под прикрытием истребителей, приходят бомбардировщики, которые в условиях относительной безопасности разрушают укрепления и истребляют живую силу врага.

В качестве примера можно привести случай, когда 12 наших истребителей на бреющем полете подошли к одной из высот противника, где было сосредоточено до трех дивизионов ЗА и много зенитных пулеметов. Артиллерия и пулеметы открыли мощный огонь, но несколько штурмовых атак прекратили его. Спустя пять минут десять наших бомбардировщиков под прикрытием истребителей показались над целью и бомбардировали ее.

Патрулировавшие над целью три «Ме-109», увидев наших истребителей, ушли на свою территорию. Зенитные средства противника были настолько подавлены штурмовыми действиями, что не сделали ни одного выстрела по бомбардировщикам. Укреплениям противника были нанесены колоссальные разрушения, уничтожено много живой силы. Наши самолеты не имели ни одной потери.

После дневных бомбардировок необходимо действовать одиночными самолетами в течение всей ночи, изнуряя живую силу с тем, чтобы после нескольких ночей она была парализована, и не способна оказывать серьезное сопротивление.

Выбор ассортимента бомб для обработки переднего края противника также имеет большое значение. Для разрушения фортификационных сооружений рекомендуется применять бомбы больших калибров – 250, 500 и 1000 кг. Бомбы мелких калибров, преимущественно осколочного действии, используются исключительно для действий по живой силе.

В заключение надо оказать, что даже самая удачная авиационная обработка переднего края обороны противника может оказаться безрезультатной, если наземные войска тотчас же после бомбардировки не перейдут в наступление. Поэтому так важно четкое взаимодействие авиации с наземными войсками. Только оно обеспечивает полный успех операции.

Майор А. Мирный.