Кудин

Котов Николай Афанасьевич (автор)

* * *

Принадлежность:

55 ббап

Штурман старший лейтенант Н. Котов 

Разведка на больших высотах
// Сталинский сокол 29.05.1942

Воздушная разведка на большей высоте ведется в основном для того, чтобы обезопасить себя в полете. Находясь на высоте 4500–6000 метров, разведчик мало уязвим для вражеской зенитной артиллерии. Если же противник попытается послать своих истребителей на перехват, то это также не дают большого эффекта. Пока истребители набирают высоту, разведывательный самолет сумеет уйти из поля зрения даже при наведении истребителей на цель посредством радио с земли. У разведчика есть полная возможность скрыться от наземных наблюдателей, опять-таки используя свое превосходство в высоте.

Но в то же время проводить воздушную разведку на значительной высоте труднее, так как наземные ориентиры и цели просматриваются гораздо хуже. Нам приходится разведывать районы, имеющие много линейных ориентиров, особенно железных дорог и населенных пунктов. На первый взгляд может показаться, что это облегчает экипажу ориентировку, но дело обстоит иначе. Например, с высоты 5000 метров сеть железных дорог кажется схемой какого-то сложного лабиринта. Даже опытному летчику бывает нелегко «зацепиться» сразу за нужную дорогу и, ориентируясь по ней, вывести машину в нужный район. Большое число населенных пунктов, расположенных к тому же близко один от другого, также нередко путает экипаж.

К западу характер местности меняется. В отличие от промышленных восточных районов здесь ряд районов преимущественно сельскохозяйственные. Линейных ориентиров там меньше, встречается много деревень, отдаленных друг от друга.

Исходя из всех этих особенностей, нужно соответственно и подготовлять экипаж к высотной разведке. Летчик и штурман обязаны прежде всего совершенно свободно ориентироваться на местности без карты, напамять знать все ориентиры. Они должны уметь по памяти начертить схему местности, указать на ней все основные населенные пункты, линии железных дорог, лесные массивы, реки.

Но этого еще недостаточно. Не менее важно научиться быстро и безошибочно ориентироваться на местности с больших высот. Такие навыки можно приобрести только в воздухе, во время полета. Следует при этом учесть опыт наших лучших летчиков-разведчиков для подготовки молодых экипажей.

Наш экипаж в этой области накопил некоторый опыт. Мы совершили около 200 вылетов на разведку в тыл противника. Что показывают наши наблюдения? Обнаружить врага теперь стало значительно сложнее, чем, скажем, летом прошлого года. Тогда фашисты перебрасывали свои войска и технику большими, массированными группами и часто пренебрегали маскировкой. Теперь же очень редко можно встретить вражескую автоколонну численностью в 50–100 машин. Фашисты стараются перевозить войска ночью, а днем они укрывают их в населенных пунктах. Поэтому, пролетая над городом или поселком, разведчик должен быть особенно внимателен.

Обычно немцы рассредоточивают технику, расставляют ее около жилых зданий или под деревьями, как правило, с теневой стороны. С большой высоты подчас невозможно точно определить, какие силы сосредоточил здесь противник. По том не менее обнаружить присутствие немцев не так-то уж трудно по отдельным автомашинам, по оживлению на под’ездных путях и по другим признакам. Все зависит от наблюдательности экипажа.

Кода летчики убедились, что они напали на след противника, нужно произвести аэрофотос’емку. Данные с’емки иногда дают разительные результаты. Например, из доклада одного экипажа явствовало, что в одном пункте немцы сосредоточили до 200 автомашин. Летчики засняли селение. Когда снимок был дешифрирован, оказалось, что здесь находится не 200, а свыше тысячи грузовиков, Таким образом, то, что оказалось не под силу человеческому глазу, сделал об'ектив фотоаппарата.

Подобный случай произошел и с нами. На главной улице одного города мы заметили около 50 грузовиков, стоящих в ряд. Сделали снимок. Когда он был расшифрован, автомашин насчитали в десять раз больше. Немецкие грузовики стояли не только ни главной, но и на других улицах, а также были спрятаны во дворах, на огородах и даже на кладбище. Оказалось, что в городе остановилась на отдых крупная пехотная часть противника.

Наш разведчик как-то сообщил, что в одном из оккупированных немцами районов дымят заводские трубы. Казалось бы, что тут особенного? А между тем на основании этого сообщения удалось установить, что внутри завода немцы оборудовали мастерскую по ремонту танков. Следовательно, воздушный разведчик не должен упускать из виду ни одну деталь.

На большие высотах разведку, как правило, должны вести все члены экипажа. Немалую помощь может оказать летчику и штурману стрелок-радист. Вспоминается такой случай: нашему экипажу дали задание разведать один фашистский оперативный аэродром. Нам долго не удавалось обнаружить его. Об’яснялось это и маскировкой, и тем, что летчик был занят управлением самолета, а мне приходилось отвлекаться, чтобы сверить курс, проверять расчеты и т. д. Только стрелок-радист Кудин имел возможность неотрывно следить за землей. Ему и удалось первому обнаружить вражеский аэродром.

Вести разведку лучше всего с солнечной стороны: солнце хорошо освещает местность и дает возможность внимательно просмотреть, что делается на земле, при этом не демаскируется самолет. Удобно вести разведку и в облачность. В тех случаях, когда облачность сплошная и не имеет разрывов, приходится идти под облаками. Здесь надо быть постоянно на-чеку. Однажды нас обнаружила шестерка немецких истребителей. Одно звено пошло в атаку снизу, а, второе ушло за облачность, чтобы отрезать нам путь на высоту. Оставалось одно – войти в облачность. Так мы и сделали и скрылись от преследования.

Святое правило разведчика – правдиво сообщать командованию результаты своих наблюдений, не допуская никакой отсебятины, преувеличений. Встречаются еще иногда отдельные летчики и штурманы, которые из ложного стыда стесняются сознаться, что по тем или другим причинам они не доразведали цель. Такие случаи могут быть, особенно когда полеты производятся на больших высотах. Иногда бывает трудно определить род войск: танки можно спутать с автомашинами, неправильно установить направление их движения, если колонна остановилась, и т. д. Разведчик обязан сказать о своих сомнениях командованию. Ничего зазорного в этом нет.

Для того, чтобы успешно вести разведку на больших высотах, экипажам нужно систематически кропотливо тренироваться и тщательно организовать каждый боевой вылет. Этому в наших авиачастях следует уделять самое серьезное внимание.

Штурман старший лейтенант Н. Котов.
Южный фронт.