Дуриченко Михаил Михайлович

Закалюк Алексей Семенович

Зотов Василий Дмитриевич

Кривобоков Федор Сергеевич

Чайка Александр Арсентьевич

Краев Н. (автор)

* * *

Принадлежность:

298 иап

Н. Краев 

Вблизи передовой
// Сталинский сокол 29.05.1942

Аэродром истребительной авиации находится недалеко от передовых позиций. Близость к фронту дает ряд преимуществ, и основное из них – возможность дольше находиться над территорией противника, использовать истребителей на полный полетный радиус.

Работая с таких аэродромов довольно долгое время, летчики-истребители накопили большой опыт. Действия авиации в прифронтовой полосе имеют свою специфику. Здесь летный состав всегда находится в готовности. Получив сигнал о вылете, летчики немедленно поднимаются в воздух и идут к условленному месту сбора. Здесь самолеты принимают боевой порядок, разворачиваются и следуют на задание.

Самый ответственный этап пути – перелет линии фронта. Учитывая, что противник по звуку моторов определяет советские самолеты и заблаговременно нацеливает на них наземные средства ПВО, наши истребители проходят передовую линию на большой высоте, обязательно используя облачность и солнце. В дальнейшем высота полета обусловливается характером боевого задания: если истребители идут на разведку, они придерживаются одной высоты, если же предстоит штурмовая атака, самолеты переходят на другую.

Истребительной части нередко приходится заниматься и разведкой. Летчики-истребители контролируют большой участок на территории противника, ежедневно снабжая общевойсковой штаб информацией о малейших изменениях, происходящих в тылу немцев. В части выросло немало искусных разведчиков, таких, как тт. Чайка, Кривобоков, Зотов, Закалюк, Дуриченко, сделавших но 200–300 боевых вылетов.

Удачный разведывательный полет совершила некоторое время назад шестерка истребителей под командованием капитана-орденоносца Чайки. Разведчикам удалось скрытно на большой высоте подойти к одному пункту, где они обнаружили до полка немецкой пехоты и несколько танков. Получив данные авиаразведки штаб распорядился немедленно выслать на цель группу бомбардировщиков. Их прикрывали истребители – участники разведывательного полета, которые вывели бомбардировщиков на цель. После того как были сброшены бомбы, истребители произвели несколько штурмовых атак. В результате немцы понесли большие потери.

Хорошо организованная разведка позволяет общевойсковому штабу точно знать ежедневную обстановку по ту сторону фронта. Противник всячески пытается противодействовать работе наших воздушных разведчиков. Немцы стянули на этот участок фронта группу самолетов «Ме-109ф». Наши летники быстро определили, что немецкий истребитель этого типа, успешно маневрируя по вертикали, избегает горизонтального маневра и уклоняется от боя на виражах. Естественно, советские истребители такой бой и навязывали «Ме-109ф». Раскусили наши летчики и тактику немцев. Истребители, летающие на «Ме-109ф», ходят обычно парой или четверкой, причем в то время как передние летчики завязывают бой, остальные выжидают удобного момента, чтобы неожиданно напасть на наши самолеты. В групповом бою истребители стремятся уходить по вертикали, резко набирая высоту. В обоих случаях наши истребители, разбившись на две группы – атакующую и прикрывающую, не только парировали удары немцев, зачастую имевших на своей стороне численное превосходство, но и наносили им поражение. В воздушных боях было сбито несколько «Ме-109ф».

Н. Краев.
Действующая армия.