Герои публикации:

Яцкул Ф. (автор)

Капитан Ф. Яцкул 

Вражеская воздушная разведка
// Сталинский сокол 29.05.1942

Немецкое командование придает большое значение воздушной разведке и выделяет для этой цели много самолетов. Разведывательная авиация составляет примерно 14-15 проц. общего количества вражеских самолетов, находящихся на фронте.

Высота и способы разведки определяются условиями погоды и наличием ПВО. При отсутствии ПВО экипажи противника проявляют большую настойчивость, производя по 2-3 захода для просмотра об’екта. Встречая противодействие, разведчики ограничиваются одним заходом с обязательным фотографированием. Однако при фотосъемке даже под сильным огнем зенитной артиллерии строго выдерживают скорость, курс и высоту полета. Фотографирование производят с высоты 2000—7000 метров.

Обычно противник ведет воздушную разведку со средних и больших высот. Отмечены случаи, когда самолеты подходят к об’екту на большой высоте (до 6000 метров), затем пикируют до высоты 1000-600 метров.

Бомбардировщики, действующие под прикрытием истребителей, часто не считаются с трудностями метеорологической обстановки; если погода не дает возможности ходить на средних и больших высотах – 3000-7000 метров, то самолеты противника ведут разведку из-под облаков. В большинстве случаев разведку производят одиночные самолеты «Ю-88» и «Хе-111». Самолеты стремятся использовать облачность, солнце и другие элементы маскировки для внезапного и скрытного выхода на цель. При облачности разведчик делает по нескольку заходов над об’ектом, маскируясь в облаках.

В районах, прикрытых истребителями, разведку ведут небольшие истребительные группы (2-4 самолета). При этом наблюдают и разведывают цели ведущие групп, а ведомые их прикрывают.

Глубина дальней разведки, которую, как правило, ведут «Ю-88» и «Хе-111», достигает 300-600 км.

Разведчики чаще всего прилетают утром и во второй половине дня, реже – среди дня и ночи. В ночное время разведка ведется одиночными, наиболее подготовленными и опытными экипажами противника, главным образом на самолетах «До-217». Наблюдение производится с помощью осветительных бомб весом 20-25 кг. Всего на самолет берут 8 бомб.

Разведку аэродромов противник производит днем и ночью. В последнем случае он старается вскрыть их местонахождение по стартовым огням.

Попутно с ведением разведки самолеты противника иногда обстреливают и бомбардируют об’екты как на поле боя, так и в тылу. Бомбардировочная авиация часто занимается разведкой после выполнения боевых задач.

Бомбардировочным действиям больших групп самолетов предшествует разведка на себя силами самих бомбардировщиков. Иногда для наведения привлекаются самолеты-разведчики. Они по радио сообщают на аэродром базирования бомбардировщиков данные о цели. Сразу после этого можно наблюдать появление бомбардировщиков над целями, которые представляют наибольший интерес для действий боевой авиации.

Основной организационной единицей разведывательной авиации противника является отдельный разведывательный отряд, состоящий из 9 самолетов. С начала войны на основных направлениях почти все отряды были распределены по армейским группам, корпусам и мотомеханизированным дивизиям.

В последнее время к разведке довольно широко привлекаются истребители ввиду потерь разведывательных самолетов.

Капитан Ф. Яцкул.