Герои публикации:

Волков Н. (автор)

Доктор исторических наук Н. Волков 

В тылу фашистской авиации
// Сталинский сокол 29.05.1942

Ставка фашистского командования на быстрое завершение войны против СССР при помощи крупных масс авиации бита. Наши множественные летчики и зенитчики всюду давали решительный отпор врагу, уничтожая его в воздухе и на аэродромах.

Крушение планов гитлеровского командования на советско-германском фронте привело к резкому обострению противоречий между верхушкой фашистской банды и генералитетом. Генеральская чехарда, охватившая весь высший командный состав германской армии, докатилась и до авиации. Германское информационное бюро официально сообщило в декабре 1941 года о гибели в результате «авиационной катастрофы» генерал-полковника Эрнста Удета, инспектора истребительной авиации. Однако версия гибели Удета вызвала большие сомнения. Еще до этого в заграничной печати сообщалось, что фашисты убрали Удета в связи с большими разногласиями между ним и Гитлером. Несмотря на все усилия германской пропаганды опровергнуть слухи об уничтожении Удета, они стали распространяться все шире и шире. Тогда гитлеровские головорезы придумали версию о гибели Удета в результате авиационной катастрофы.

Старые, опытные кадры командиров германской авиации погибли на советско-германском фронте. Убит генерал авиации Гельмут Вальберг, старейший летчик германской авиации. Вместе с Вильбергом погиб полковник фон Кюрбс, одна из крупных фигур фашистской авиации. Еще в августе 1941 г. погиб Пауль Кот, награжденный железными крестами 1-й и 2-й степени и золотой медалью летчика.

В октябре прошлого года сбиты и взяты в плен советскими войсками крупные фашистские летчики Лаевский и Вегнер. Лаевский – известный в германской авиации специалист высотных полетов, в последние два года руководил постановкой этого дела в Северном воздушном флоте генерала Штумшфа. Вегнер – «король» аэронавигации. Во время налетов на Лондон он выполнил особые задания командования. Убит Петер Геринг, близкий родственник фашистского рейхсмаршала.

Наконец, весною 1942 г. ведомство Геббельса огорошило германское население настоящими радиопанихидами по поводу новых потерь в немецкой авиации. Под ударами советских летчиков погибла целая группа фашистских «ассов»: Риддер, Хэген и др. Нацистские главари не могли скрыть своей растерянности, вызванной тем, что уничтожен цвет германских летных кадров. Геринг в некрологе, посвященном известному германскому «королю воздуха» Мельдерсу, писал, что гибель этого «непобедимого летчика потрясла его». Правда, не обошлось и здесь без фальсификации. Гитлеровские головорезы, вынужденные признать гибель Мельдерса, Тодта, Удета, для всех покойников применяли стандарт: «разбился при авиационной катастрофе». И хотя Мельдерс был уничтожен на подступах к Москве (он руководил операциями воздушных сил, подерживавших действия танков Гудериана), официальная версия гласила об авиационной катастрофе у Бреславля, в глубоком тылу Германии.

Провал надежд на легкою победу породил в фашистской авиации уныние, появились многочисленные признаки разложения. Среди офицерского состава ВВС широко развилось воровство и пьянство. Германское командование вынуждено было отдать под суд ряд лиц за распродажу авиационного бензина в Быдгощи. Учитывая подавленное состояние летчиков-истребителей, гитлеровское командование вынуждено было запретить им ввязываться в бой при отсутствии подавляющего перевеса на их стороне. Несомненно, что для германской авиации создалось очень затруднительное положение в отношении кадров и руководства, так же как и для всей фашистской армии. «Ее старые, опытные генералы... либо убиты Красной Армией, либо разогнаны немецко-фашистской верхушкой. Ее кадровый офицерский состав частью истреблен Красной Армией, частью же разложился в результате грабежей и насилий...» (Сталин).

Расхождения между фашистской верхушкой и авиационно-промышленно-финансовой олигархией Германии не проявляются в сголь резкой форме, как раздоры с генералитетом, но они, несомненно, имеют большое значение. Здесь действует прежде всего такой фактор, как тесная личная связь руководства ВВС с авиапромышленностью. Геринг и присные, как известно, являются не только автономными, не зависимыми от генеральною штаба, руководителями ВВС и заказчиками авиационной промышленности, но заодно и акционерами авиационных и смежных им предприятий. Возможно, что отчасти поэтому Германия производит уже устаревшие типы самолетов. Это выгодно капиталистам. Себестоимость изделий при этом снижается, а дивиденды растут. «Геринг, глава немецких фашистов, сам является, как известно, одним из первых банкиров и плутократов, эксплуатирующим десятки заводов и фабрик» (Сталин),

Любопытно проследить методы захвата Герингом авиационных заводов Юнкерса. До прихода к власти гитлеровцев Геринг десять лет был служащим филиала заводов Юнкерса в Мальме (кстати, отсюда же Геринг был направлен на лечение в психиатрическую клинику, удивив шведских медиков тем, что такой суб’ект находился на свободе). Он, как и другие руководящие сотрудники Юнкерса, состоял пайщиком фирмы. Сам Юнкерс принадлежал к буржуазной партии «Католический центр». После прихода к власти фашистов он оказался в немилости, был однажды арестован и вскоре умер. Геринг, который является крупным держателем акций концерна «Юнкерс», постарался удалить от дел наследников умершего – сыновей Юнкерса, крупных авиационных специалистов.

Но полностью захватить заводы Герингу не удалось, и предприятия Юнкерса до сих пор не дают гитлеровцам покоя – ведь самолетостроительные и авиамоторные заводы «Юнкерс» имеют капитал в 130 млн. марок. Недавно Гитлер, – конечно, не без ведома Геринга – издал приказ об аресте директора авиационного завода «Юнкерс» в Дессау Коппенбергера за то, что последний осмелился заявить о невозможности не только увеличить производство самолетов, но даже поддержать его на прежнем уровне. Так расправляется Гитлер с неугодными ему людьми и расчищает дорогу Герингу – одному из первых плутократов и банкиров Германии.

Сейчас для всех стало ясно, что Германии не угнаться за производственной мощностью авиазаводов США, Англии и СССР. Арестами, к которым прибегает Гитлер, авиационную промышленность на ноги не поставишь!

В Германии нехватает рабочей силы, техников и инженеров. В немецких газетах за последнее время все чаще и чаще появляются об’явления различных предприятий о спросе на рабочую силу. «Фелькишер Беобахтер» 13 февраля опубликовала около 70 об’явлений военных предприятий, нуждающихся в квалифицированных рабочих (20 из них – авиационные либо связанные с авиапромышленностью). Заводы Хейнкеля приглашают на работу конструкторов, техников, химиков, электриков, чертежников и др.

В течение последних месяцев фашисты мобилизовали 2 миллиона немецких рабочих в армию. Гитлеровцы считают, что производить самолеты должны рабочие всей Европы. Но сами же фашисты понимают, что насильно вербованные иностранные рабочие – для них ненадежный элемент. Как сообщает Совинформбюро 27 мая с. г., на заводе бомбардировщиков Хеншель в г. Кассель работает несколько тысяч поляков, чехов, бельгийцев и французов. Они размещены в бараках, обнесенных колючей проволокой. Рабочих заставляют работать 12—14 часов в сутки. В лагере ежедневно умирают от голода и непосильного труда десятки иностранцев. В начале мая группа рабочих потребовала от администрации улучшить условия жизни. В этот же день гестапо арестовало 25 человек. Как выяснилось, все арестованные были насмерть замучены. Гитлеровцы не решаются в полной мере использовать сотни тысяч квалифицированных иностранных рабочих для производства важнейших видов авиационного вооружения и вынуждены направлять своих рабочих на авиазаводы даже в Чехословакию и Францию.

Производительность германской авиационной промышленности непрерывно падает. Несмотря на то, что германские власти ввели смертную казнь за замедленные темпы работы, саботаж на предприятиях продолжается. Смертная казнь введена также за неправильные сведения о резервах рабочей силы и сырья. Мобилизация в промышленность женщин, ранее нигде не работавших, дала отрицательные результаты: вырос брак, участились случаи порчи оборудования, перерасхода сырья и т. д.

В авиационной промышленности, кроме недостатка рабочей силы, ощущается резкий недостаток сырья, вследствие чего многие предприятия работают с неполной нагрузкой.

Гитлер мечется в поисках новых форм руководства военной промышленностью, как будто этим можно заменить горючее или рабочую силу. На-днях он создал так называемый «совет по вооружению». В состав этого «совета» вошли 8 крупнейших промышленников, а также 5 генералов и среди них Мильх – правая рука Геринга по ВВС. Это своего рода «комитет спасения» Германии в условиях затянувшейся войны. Хотя фашистская пропаганда пытается преподнести образование «совета по вооружению», как гарантию повышения ослабевшего военного потенциала Германии, на самом деле произведенная реформа свидетельствует о крахе гитлеровской хозяйственной политики.

К созданию такого рода «советов» Вильгельм II прибегал в конце 1917 г. в ответ на «американскую программу вооружения». Вот что вынужден был признать бывший командующий ВВС Германии в прошлой мировой войне Гепнер: «При первых же предварительных переговорах с военным министерством выяснилось, что критическое положение Германии в отношении сырья ставит выполнению программы почти непреодолимые затруднения. В течение всей зимы (1917—18 гг.) забота о снабжении промышленности сырьем, в связи с транспортным кризисом, отнимала у инспекции авиационных войск больше времени и сил, чем это было желательно... В факте ярко проявляется преимущество наших противников, располагавших ресурсами всего мира» («Война Германии в воздухе»). Так трезво рассуждали немнгие, понимая, что Германия воевать с всем миром не может.

История повторяется. Германская военная промышленность, в том числе и авиационная, работает с громадным напряжением, не имея возможности преодолеть недостаток сырья и рабочей силы. Германии не поможет концентрация авиационной промышленности, не помогут «советы по вооружению».

Состояние авиационной промышленности, состояние кадров немецких военно-воздушных сил отражает общее безнадежное положение обреченной на разгром гитлеровской Германии.

Доктор исторических наук Н. Волков.