Газета «Сталинский сокол»
29 мая 1942, № 98





Передовая статья
// Сталинский сокол 29.05.1942

Неутомимо ковать кадры зорких воздушных разведчиков

В ожесточенных воздушных схватках с гитлеровской авиацией инициатива попрежнему остается у советских летчиков. Долг сталинских соколов – и впредь крепко удерживать и развивать ее, срывая замыслы противника, всюду упреждать его. Но для того, чтобы во-время раскрывать все приготовления врага на земле и в воздухе, нужно вести за ним тщательное наблюдение.

Воздушная разведка – важнейший вид обеспечения боевой деятельности всех родов войск. Без нее немыслима успешная организация боя. Не иметь хорошей разведки – значит воевать вслепую, ставить себя в невыгодное положение по отношению к противнику, отдавать инициативу в его руки и подвергаться внезапным ударам там, где их можно избежать.

Пренебрежение воздушной разведкой чревато тяжелыми последствиями. Кто недооценивает этот важнейший вид боевой деятельности авиации, тот ставит под угрозу срыва целые операции. Такой близорукий руководитель тормозит выполнение боевых задач и способствует излишним потерям.

Разведку надо выполнять всеми видами авиации и вести ее беспрерывно. Каждый полет над территорией противника следует использовать для получения новых данных о наземной, воздушной и метеорологической обстановке.

За подготовку и организацию воздушной разведки в первую очередь ответственны авиационный командир и его штаб. Они ставят задачу и контролируют ее исполнение. При этом они обязаны учитывать личные качества и подготовленность экипажей, а также состояние материальной части. В задании сообщаются данные о наземной и воздушной обстановке и ожидаемой погоде по маршруту и в районе разведки. Штаб указывает экипажу: что и где надо выяснить, к какому времени, какие об’екты подлежат фотографированию, масштаб и способ с’емки.

Без фотос’емки нельзя говорить о воздушной разведке обороны противника и других его мероприятий. Фотографирование вражеских аэродромов для разведчиков обязательно. Фотоснимок – важнейший документ, дополняющий, и уточняющий сведения экипажа. Боевая практика убеждает нас в этом на каждом шагу. Например, пролетая над селением, экипаж одного нашего самолета заметил на главной улице около 60 грузовиков, стоящих в ряд. Штурман старший лейтенант т. Котов сделал снимок. Расшифрованный фотодокумент показал, что автомашин насчитывалось в десять раз больше, они стояли не только на главной, но и на других улицах, были спрятаны во дворах, на огородах и даже на кладбище. Оказалось, что в этом местечке остановилась на отдых крупная пехотная часть противника.

Штаб определяет место, высоту и время перелета линии фронта. Он уточняет способы доставки донесений, сигналы для связи с наземными войсками.

Огромную роль играет организация двусторонней связи между разведывательной и боевой группой. Об основных выявленных об’ектах противника разведчики немедленно обязаны доносить командованию по радио, чтобы тотчас же по горячим следам можно было выслать, в зависимости от обстановки, истребителей, штурмовиков или бомбардировщиков.

Нельзя допускать вылеты разведчиков всегда в одни и те же часы, с одинаковыми промежутками времени, по одному маршруту, на стандартной высоте, иначе они легко могут быть перехвачены истребителями противника. Штаб не должен стеснять возвратившиеся экипажи формой изложения и самое главное – не навязывать им предвзятого мнения о возможных группировках противника.

Ответственнейшая сторона деятельности штаба авиационной части – тесная связь с наземными войсками. Ни одной минуты не задерживать данные воздушной разведки! Немедленно доводить их до сведения наземного командования!

Разведка – сложное боевое искусство. Она требует разумной инициативы, находчивости, смелости и умения. Воздушным разведчиком не может быть первый попавшийся летчик. Наша задача – создавать постоянные кадры воздушных следопытов, учить их, воспитывать, тренировать. Такие летчики должны быть грамотными в военно-тактическом отношении, уметь разбираться в маневрах, перегруппировках врага, четко представлять себе его походные и боевые порядки, распознавать с воздуха фортификационные сооружения и т. д. Только лучших из лучших пилотов и штурманов следует допускать к выполнению разведки. Больше внимания летчикам-разведчикам! Всегда помнить, что их работа – один из самых ответственных боевых участков. Создавать им более благоприятные условия!

Экипаж – основная боевая единица разведывательной авиации. Его умелая, слаженная работа определяет качество сведений, их достоверность, От того, как знает экипаж наземную, воздушную и метеорологическую обстановку, как усвоил задачу, как составил план действий и необходимые расчеты, – зависит успех. Подготовке экипажей к разведывательному полету надо уделять серьезное внимание, отводить ей возможно больше времени. Экипаж должен знать наизусть район своих действий.

Основное в работе разведывательного экипажа – определить группировку противника, особенно его мотомехчастей, расположение и систему его обороны, переброску войск, подход резервов из глубины, базирование авиации, организацию армейского и войскового тыла противника. Все это поможет наземному командованию выяснить действительные планы врага.

Особенно трудная задача для разведчика – вскрыть систему ПВО и хорошо замаскированные мотомехчасти противника. Это можно наиболее аффективно выполнить разведкой боем. Однажды летчики 6 гвардейского штурмового полка заметили в районе двух населенных пунктов замаскированную фашистскую танковую колонну. Но точных данных, где находится голова колонны и где ее хвост, получить не удалось. Специально выделенному звену штурмовиков было приказано проверить дорогу от одного из пунктов на запад, обнаружить голову колонны, прощупать ПВО врага. Звено, нанеся огневой удар, выявило до 70 вражеских танков, определило направление их движения и средства прикрытия. Эти данные значительно облегчили атаку последующим группам самолетов.

Летчик, штурман и стрелок-радист разведывательного экипажа должны твердо знать каждый свою роль в полете. Если штурман обязан точно определить район расположения об’екта, подготовиться к наблюдению и фотографированию, произвести контроль наблюдений путем просмотра и зафиксировать результаты разведки, то летчик должен отлично провести самолет, умело использовать облачность, солнце с целью маскировки. Обязанность стрелка-радиста – оборонять самолет, вести наблюдение, поддерживать связь.

В тех авиационных частях, где уделяют много внимания подготовке разведывательного экипажа к полету, налицо положительные результаты. Например, разведывательный экипаж тов. Патрина (Южный фронт) сумел заснять все укрепления немцев на одном из участков фронта. Этот же экипаж ежедневно следит за всеми изменениями на территории противника. Славные разведчики дополняют свои сведения визуальным наблюдением. Их работа дает возможность авиационному командованию держать под воздействием основные погрузочные и разгрузочные станции противника. Как бы фашисты ни меняли эти пункты, советские разведчики находят их.

Бесстрашные сталинские соколы, выше качество воздушной разведки! Неустанно следите за каждым шагом врага! Чем точнее и шире будут ваши данные о противнике, чем быстрее вы их сможете доставить командованию, тем сильнее и целеустремленнее будут удары частей Красной Армии по врагу.