Гусс Карл

Рейнгольд Вайт

Тренхман Ганс

Грендаль Дмитрий Давидович (автор)

Генерал-майор авиации Д. Грендаль 
// Сталинский сокол 07.05.1943

Фашистская авиация сегодня

В результате зимней кампании гитлеровская авиация оказалась серьезно обескровленной, потрёпанной. За этот период немцы потеряли 5090 самолетов. Стало быть, при этом они лишились также большого количества лётчиков.

Если говорить об опыте, о квалификации нынешних кадров фашистской авиации, то надо признать, что уровень их в 1943 году ниже, чем в прошлом. Основной контингент – лётный молодняк в возрасте 18–22 года и даже меньше. Значительная часть пленных и убитых лётчиков, штурманов, борт-механиков окончила школы либо в конце 1942 г., либо в начале 1943 года. Как показывают сами гитлеровские лётчики, молодежь, только что вышедшую из школы и ненюхавшую пороху, сплошь и рядом сразу бросают в бой. Так велика нехватка кадров. Характерно ещё одно обстоятельство. Среди лётчиков очень часто встречаются пехотинцы, связисты, сапёры, которые в спешном порядке были посланы в авиашколы и наскоро обучены.

Последние крупные воздушные бои в районе Курска, Ростова, Краснодара показывают дальнейшее снижение качества лётных кадров Геринга. Среди пленных лётчиков много необстрелянных новичков, сбитых на втором или третьем боевом вылете. Фашистский молодняк относительно уверенно чувствует себя с ведущим, обычно опытным лётчиком, и строго равняется по нему. Но стоит сбить ведущего, как в группе нарушается строй, лётчики рассыпаются кто куда. Неопытность сказывается и на точности бомбометания.

В числе соединений и частей немецкой авиации, крепко побитых за зиму, оказалась, например, истребительная эскадра, которая неоднократно пополнялась и сейчас вновь понесла потери на Кубани. Пленённые в апреле лётчики этой эскадры показали, что в 3-й авиагруппе только 20 проц. лётчиков имеют лётный стаж от 1 до 2 лет. Остальные – школьная молодежь. В 6-м отряде эскадры «Удэт» есть только 4 опытных лётчика.

Сейчас немцы усиленно стремятся восполнить крупные зимние потери и довести свои авиачасти до штатного состава в людях и самолётах.

После крупных поражений немецко-фашистских войск зимой 1942–43 г. моральное состояние фашистских лётчиков заметно ухудшилось. Раньше среди лётных кадров немецкой авиации мы встречали немало матерых, наглых фашистов, избалованных легкими победами на западе, слепо шедших за Гитлером, уверенных в «непобедимости» Германии. Теперь мы наблюдаем совсем другое. Червь сомнения проник в сознание фашистского лётчика. Нет уже у него былой спеси, самоуверенности. Советские уроки пошли на пользу. Многочисленные показания лётчиков, сбитых в марте и апреле нынешнего года, свидетельствуют о том, что широко распространена теперь мысль: «Германия не в силах победить, из России цел не уйдешь».

Пленные: лётчик Рейнгольд Вайт и борт-механик Карл Гусс, окончивший школу во второй половине 1942 г., и другие рассказывают, что их летный состав знает о положении на фронте, о больших поражениях и потерях немцев и что в связи с этим настроение немецких летчиков пониженное.

Уровень выучки немецких лётных кадров и их настроение, разумеется, будут сказываться отрицательно на боевых действиях фашистской авиации и уже дают себя чувствовать. Противник несёт сейчас большие потери в воздушных боях и при попытках бомбить наши боевые порядки, тылы, коммуникации. За три недели апреля немцы потеряли в воздушных боях и на аэродромах много сотен самолётов. Потери врага более чем в три раза превосходят наши потери за то же время. Но здесь имеет место не только простое снижение лётных качеств кадров немецкой авиации, но и рост квалификации, зрелость, опыт наших лётчиков, помноженные на высокий моральный дух.

Если говорить об используемой немцами материальной части, о тактике их ВВС, то трудна здесь отметить что-либо особо новое, принципиальное. Основным типом бомбардировщиков попрежнему остаются «Хе-111», «Ю-88» и «Ю-87» и многоцелевой самолёт «Ме-110». В качестве транспортных самолётов противник использует главным образом «Ю-52», «ФВ-200», «Хе-111» и буксировочные планеры разной грузопод’емности. Некоторое время назад на юге появился двухвостый транспортник «Хе-111 Zet», буксирующий два больших планера. За последнее время противник стал применять для ночных действий по нашим войскам на поле боя группы легких ночных бомбардировщиков устаревшего тина «Арадо-66», «Хе-45» и «Хе-46».

Среди истребителей противника, действующих на нашем фронте, основным типом остаётся «Ме-109» серий Е, Ф и Г. Появление нескольких сот истребителей типа «ФВ-190», который немцы подают как «новинку», на самом деле таковой не является. «ФВ-190» появился впервые в 1941 г. ещё на западноевропейском фронте. По сравнению с самолётом «Ме-109», «ФВ-190» обладает незначительными преимуществами: несколько более мощное вооружение и большая скорость, лучшая система бронирования и увеличенная нагрузка. Но этот самолёт имеет и ряд слабых сторон: малую маневренность на боевых разворотах, меньшую, чем у самолётов «Ме-109», скоропод’ёмность, сравнительно большее время для виража, большой полётный вес, высокую посадочную скорость и другие существенные недостатки. Наиболее уязвимые места «ФВ-190», как показали бои, – это лётчик и его кабина, бензо-и масляный баки и мотор. Опыт многочисленных воздушных боёв с «ФВ-190» свидетельствует, что эту немецкую «новинку» наши истребители сбивают и зажигают так же хорошо, как и «Ме-109». «ЯК-1» свободно ведёт бой с «ФВ-190» на виражах, истребитель «ЛА-5» успешно ведёт бой с «ФВ-190» на всех режимах полёта. Вывод: «ФВ-190» посуществу не является новым, а тем более необыкновенным истребителем.

Недавно в районе Брянска наши лётчики сбили опытный экземпляр немецкого «противотанкового самолёта», как его назвал пленный пилот самолёта Ганс Тренхман, прибывший специально на фронт для испытаний. На деле «противотанковый самолёт» оказался далёким от того, за который его выдают. Он является модернизацией одномоторного пикирующего бомбардировщика «Ю-87». Существенных изменений в конструкции нет. Самолёт вооружён двумя автоматическими пушками 37 мм. и двумя спаренными пулемётами 7,8 мм. Приспособлений для подвески бомб не имеет и бомб не берёт.

Сам лётчик этой машины отмечает её недостатки, в частности сильную отдачу орудий, и узкий сектор обстрела. Пулемёты совершенно не приспособлены для ведения огня в сторону и вниз. Общий вес самолёта – 5.000 кг. Его максимальная скорость – 320 км. Как видим, это новое фашистское «творение» не может итти ни в какое сравнение с нашим «ИЛ'ом».

Апрель был месяцем повышенной активности авиации, в Особенности на юге. Что характерно в этой активизации? Замечено, что немцы, стремясь бить по нашим войскам, тылам и коммуникациям, сводят мелкие отряды бомбардировочной авиации в крупные группы и маневрируют ими на широком фронте. При этом, ввиду мощного противодействия пашей авиации, враг вынужден создавать для своих бомбардировщиков многочисленное истребительное прикрытие. Соотношение его достигает 1:1. Маневрируя крупными бомбардировочными группами, немцы стремятся, видимо, не только к нанесению материального ущерба, но и к моральному воздействию, хотят создать впечатление наличия на широком фронте крупных сил.

Бесспорно, в результате нашего зимнего наступления немецкая авиация понесла большой урон, изрядно потрёпана, качество её кадров ухудшилось. Мощь немецкой авиации подточена. Но было бы ошибочным считать, что враг уже неспособен к серьёзным ударам с воздуха. Немцы накапливают резервы, усиленно пополняют свои потери в людях и в самолётах, готовятся к новым авантюрам весной и летом этого года. В преддверии решающих боёв с немецко-фашистскими захватчиками наша авиация должна быть готова не только сорвать попытки врага завоевать небо и взять реванш за свои поражения, но и нанести немецкой авиации такие – удары, после которых она уже не смогла бы оправиться.

Генерал-майор авиации Д. Грендаль.