Балуев Петр Михайлович

Кудрявцев Михаил Павлович

Марков

Мусиенко Иван Александрович (автор)

* * *

Принадлежность:

6 гв. шап

Гвардии капитан И. Мусиенко 
// Сталинский сокол 14.05.1943

«ИЛ-2» в разведке

C линии фронта двигалась колонна автомашин противника. Командование поручило лётчикам-штурмовикам разведать её движение. На разведку вылетела пара «ИЛ’ов». Лётчики Марков и Кудрявцев пересекли линию фронта в лесистой местности, затем пошли, прижимаясь к земле. В тот момент, когда им нужно было просмотреть дорогу, они делали горку, набирая высоту в 100–150 м., и затем снова переходили на бреющий.

Колонна была обнаружена в движении. Марков и Кудрявцев нанесли бомбо-штурмовой удар по голове колонны и застопорили движение машин. Лётчики рассчитали, что они успеют вернуться на аэродром и притти сюда же с группой «ИЛ’ов», чтобы добить остатки колонны. Расчёт оказался правильным. Когда штурмовики прилетели вновь, вражеская колония находилась всё на том же место.

Этo лишь один пример из боевой практики лётчиков нашего подразделения, накопивших большой опыт разведки переднего края и ближайших тылов врага на «ИЛ-2». Практика показала, что все опасения в возможности ведения разведки на «ИЛ-2» (учитывая, что у него мал обзор, что он «слеповат») неосновательны. То, что штурмовику-разведчику не удаётся уточнить визуально, он фиксирует фотоаппаратом, установленным на «ИЛ’е».

Чему учит боевой опыт штурмовиков-разведчиков нашего гвардейского подразделения? Основной тактической единицей для разведки является пара «ИЛ'ов». Отправляя лётчиков на разведку, мы требуем от них: не увлекаться штурмовкой цели и помнить, что главная задача – детально разведать, своевременно донести. Это не значит, однако, что штурмовик ведёт разведку без боя. Встретил зенитку – подави её. Увидел колонну машин – застопори её движение. Поэтому разведчик должен брать с собой до 250 кг. бомб (мелкого калибра).

Весь маршрут разведки я, как и мои товарищи, обычно прохожу, чередуя, бреющий полёт с горками. Маршрут полета всё время должен быть ломаным, чтобы посты ВНОС не могли засечь самолёт. Очень важно, чтобы с точки зрения внезапного выхода на разведываемую цель незаметно для вражеских постов BНOC пересечь линию фронта. Обычно наши разведчики пересекают её на бреющем полёте над болотистым или лесистым местом.

Методы разведки зависят от характера цели. Здесь очень опасен шаблон. Когда мне поручают разведать движение железнодорожных эшелонов (или какой-либо другой об’ект, являющийся линейным ориентиром), то я стараюсь не ходить вдоль дороги, хорошо защищённой зенитками, а 3-4 раза пересекаю дорогу под углом 10-20° Разведка железной дороги облегчается тем, что дымок паровоза далеко просматривается. Заметив такой дымок, приближаюсь к цели, на небольшой высоте (100 м.) пересекаю эшелон и подсчитываю, сколько в нём вагонов. Если в эшелоне открытые платформы, то надо установить, чем они нагружены. Для этого пересекаю платформу под углом 30–40°.

Иной метод мы применяем при разведке площадного об'ёкта – населённого пункта или крупной железнодорожной станции. В этом случае пара расходится по сторонам и, пролетая над станцией в обход, обследует всю площадь. Лётчики вновь соединяются, уже миновав цель.

Разведку аэродромов я веду на бреющем полёте, на максимальной скорости. Для маскировки использую рельеф местности и солнце. Нужно учесть, что на бреющем полёте фотографирование с «ИЛ'а» не даст должного эффекта. Поэтому здесь нужно рассчитывать на зоркость разведчика.

Труднее обнаружить противника, когда он маскируется в лесу, где-нибудь близ дороги. Однажды я в паре с лётчиком Балуевым наблюдал за дорогой. Обнаружив с’езды с неё в лес, я понял, что где-то здесь, в лесном массиве, затаился противник. Как его найти? Балуев умышленно несколько отстал от меня, а я начал обстреливать лес и сбросил бомбу. Немцы сразу зашевелились и выдали себя. Вот тогда-то мой ведомый и произвёл разведку.

Иногда с первого захода не удаётся заставить противника выдать свое присутствие. В этом случае приходится делать два, а иногда и три захода.

Чтобы разведка на «ИЛ'е» была эффективной, нужно за каждым штурмовиком закрепить определённый участок переднего края обороны противника. Это даст возможность разведчику постоянно и систематически следить за ним. Я знал, что на одном из участков закреплённого за мной района имеется голое поле. И вот однажды я заметил на этом участке копны. Откуда они появились?

Между тем я знал, по данным наземного командования, что немцы перебросили в этот район танковую группу. Я стал пристально следить за подозрительными копнами. Обстрелял их. Проба удалась. Немецкие танкисты выдали себя, ответив огнём.

Из опыта нашей работы мы можем сделать вывод, что «ИЛ-2» вполне оправдывает себя как разведчик переднего края обороны противника и его ближайшего тыла.

Гвардии капитан И. Мусиенко.

Действующая армия.