Васильев Степан Михайлович (автор)

* * *

Принадлежность:

33 гв. шап

Гвардии подполковник С. Васильев 
// Сталинский сокол 14.05.1943

Налеты на аэродромы

Наш гвардейский поли совершил несколько успешных налётов на аэродромы противника. Как были осуществлены эти налёты? Обычно мы действовали на рассвете, в сумерках и ночью с бреющего полёта и с высот 1.000–1.200 метров, произведя атаку с пикирования.

На одном аэродроме противник сосредоточил 50 двухмоторных и 5 четырёхмоторных бомбардировщиков. Пользуясь аэрофотоснимками, мы имели возможность перед полётом детально ознакомиться с расположением стоянок и построением зенитной обороны. Было решено произвести удар в 6 ч. 40 м.

На задание пошла шестерка «ИЛ’ов». Маршрут проходил над лесисто-болотистой местностью в стороне от железной дороги и населённых пунктов. Штурмовики внезапно выскочили на аэродром и сбросили бомбы с взрывателями мгновенного действия. Атака была настолько неожиданной, что зенитная артиллерия открыла огонь только тогда, когда самолёты уже сбросили бомбовой груз. Через полчаса наш разведчик произвёл фотос’ёмку. Оказалось, что в результате бомбометания уничтожено 22 двухмоторных и 2 четырёхмоторных самолёта.

Недавно мы нанесли ещё одни эффективный удар по вражескому аэродрому большой группой штурмовиков. На заданно поднялись 18 «ИЛ’ов». Первые две четвёрки шли в строю пар на дистанции 300–400 метров друг от друга. За ними следовала группа, состоявшая из двух пятёрок, эшелонированных в глубину. Задача последних пар в строю четвёрок заключалась в подавлении огня зениток, основной же удар должна была нанести группа, следующая в кильватере.

Появившись над аэродромом противника на высоте 1.200 метров и спикировав до 400 метров, штурмовики сбросили первые бомбы. К этому моменту большинство зенитных средств противника было уже подавлено «ИЛ’ами», пришедшими на аэродром раньше ударной группы. Дальнейшая атака производилась парами. Зенитчики не могли вести огонь по атакующим самолётам, так как в момент их выхода из пике в пикирование входила следующая пара, прикрываемая в свою очередь сзади идущими. В результате было уничтожено до 13 самолётов противника и подавлен огонь двух зенитных батарей.

Вражеские истребители, вылетевшие с другого аэродрома, чтобы перехватить «ИЛ’ы», опоздали, и бой с ними завязался уже на обратном курсе. Сбив в этом бою 3 немецких машины, штурмовики без потерь вернулись на свой аэродром.

Какие выводы мы сделали из опыта штурмовых ударов по аэродромам противника ?

Для налётов лучше всего использовать группу до 6 самолетов, так как большое их число затрудняет управление и манёвр. Хорошие результаты дают действия четвёркой и даже одиночными самолетами. Наибольший эффект приносят ночные удары.

В военном дело шаблон вообще вреден. Особенно он недопустим при налётах на аэродромы противника. В каждом случае надо по-разному подходить к выбору группы, строя, высоты полёта, маршрута, временя операции и т. д. Нет такой «мелочи» в подготовке налёта, которой можно пренебречь.

Маршрут до цели по возможности должен прогладываться через мало населённую местность, вдали от коммуникаций противника, чтобы обойти вражеские посты ВНОС и использовать фактор внезапности. Обратный маршрут желателен по другой трассе.

При сильном огне ЗА и ЗП лучше пикировать с высоты 1.000–1.200 метров, делая не более двух заходов. При этом две пары штурмовиков выделяются специально для подавления ЗА. При атаке и в момент ухода от аэродрома эти пары должны следовать сзади, по сторонам основной группы, на удалении 300–500 метров.

Наилучшим боевым порядком является строй пеленга пар. Атака клином не оправдала себя. Этот строй можно использовать только при полётах в тылу.

При атаке аэродромов надо увеличивать интервалы между штурмующими самолётами, чтобы иметь возможность накрыть залпом весь об’ект и создать свободу манёвра внутри строя.

После штурмовки следует уходить также пеленгом. Это обеспечивает лучший обзор задней полусферы и даёт возможность, в случае нападения истребителей, бистро принять строй круга или змейки. Кроме того, в строю пеленга ведущему легче управлять группой.

Мы стараемся не упустить ни одной мелочи в предполётной подготовке, всячески поощряем инициативу и находчивость и каждый следующий удар организуем с учётом уже имеющегося боевого опыта.

Гвардии подполковник С. Васильев.