Бубликов Федор Борисович

Савченко Павел Афанасьевич

Герман Иван Моисеевич (автор)

* * *

Принадлежность:

74 шап

Гвардии капитан И. Герман 
// Сталинский сокол 14.05.1943

Воздушный бой

Опыт отечественной войны показал, что самолёт «ИЛ-2», созданный по замыслу конструктора как штурмовик, практически способен выполнять самые различные задачи. Лётчики-штурмовики нашей части на самолётах «ИЛ-2» провели около 100 воздушных боёв.

В первый период войны воздушный бои штурмовика с вражескими истребителями, как правило, носил оборонительный характер. Встретив «Мессершмиттов», «ИЛ’ы» или уходили в одиночку с некоторым манёвром, или, в лучшем случае, становились в оборонительный круг. Вначале круг как метод обороны «ИЛ'ов» оправдывал себя, но в дальнейших встречах штурмовиков с истребителями выявились некоторые недостатки этого метода. При малом количестве «ИЛ’ов» в группе круг трудно замкнуть. В строю «круг» затрудняется манёвр, эшелонирование по высоте, сковывается инициатива лётчика. И, наконец, самое главное это то, что круг по своей идее – строй чисто оборонительный. Практика же показала, что «ИЛ-2» вполне может вести успешный бой, если он хорошо организован и если все лётчики твёрдо сохраняют свои места в боевом порядке.

Лётчики задумались над таким методом, который позволил бы «ИЛ’ам» активно и организованно сражаться с противником. Удачную инициативу проявили здесь штурмовики Северо-Западного фронта. После многочисленных воздушных боёв «ИЛ’ов» с истребителями штурмовики нашего фронта пришли к выводу, что наиболее выгодным тактическим приёмом при встрече с воздушным противником является крутая змейка.

В чём сущность этого приёма? При встрече с воздушным противником ведущий группы, сохраняя направление полёта на свою территорию, уходит змейкой, стараясь всё время нацеливаться на вражеские истребители. Ведомые вслед за ведущим идут также змейкой с принижением или превышением по отношению друг к другу на 25–40 метров и на дистанции 300–400 метров. Замыкающий в змейке должен итти на высоте не ниже 200 метров. Ведущий обязан всё время сохранять скорость 260–270 километров в час и следить за замыкающим. Если ведущий увеличит скорость, то это затруднит манёвр всей группы и на разворотах при этом может произойти разрыв.

Истребители противника, старающиеся атаковать штурмовиков, идущих в строю крутой змейки, всё время встречаются с лобовым огнём одного или двух лётчиков и огнём двух-трёх воздушных стрелков. Крутая змейка является не только хорошим противоистребительным манёвром, но также и противозенитным. Благодаря непрестанному маневрированию по горизонтали и эшелонированию по высоте «ИЛ-2» ускользают от огня зениток.

Однажды я вёл восьмёрку «ИЛ’ов» на штурмовку аэродрома. Шли мы без сопровождения истребителей. На обратном маршруте встретили шесть «Ме-109ф». Истребители противника сразу разбились попарно и попытались взять нашу группу в клещи. При этом, как всегда, немцы атаковали штурмовиков сверху сзади. Как только появился противник и стал заходить в атаку, мы из строя «клин» перестроились в крутую змейку.

Я со своим напарником развернулся в сторону, откуда следовало ожидать первой атаки немцев, и ринулся в лобовую. Остальные попарно пошли вслед за мной в том же направлении. Когда я отбил первую атаку и сразу же развернулся в обратную сторону, мой стрелок сбил «Ме109ф». В это время моё место в строю заняла следующая пара, которая прикрывала меня и моего ведомого. Так попарно, прикрывая друг друга крутой змейкой, мы уходили на свою территорию.

В этом бою противник потерял два «Ме-109ф». Все наши самолёты вернулись на свою базу.

Конечно, необязательно во всех случаях придерживаться описанного нами строя, В некоторых случаях, так же как на отдельных этапах боя, нужно от змейки переходить к кругу или полукругу. Так, например, в одном из воздушных боёв, в связи с тем, что замыкающая пара немного отстала, я вынужден был развернуться полукругом и пойти в лобовую атаку на вражеского истребителя, чтобы тем самым защитить отставших. Но как только атака была отбита, я снова восстановил строй крутой змейки.

В нашей практике были случаи, когда штурмовики вели воздушный бой с вражескими истребителями не только в группе, но и в одиночку.

Лётчик Бубликов пошёл на разведку и фотографирование переднего края обороны противника. Над самой целью его атаковали четыре истребителя. Он принял неравный бой с двумя «Фокке-Вульф-190» и двумя «Ме-109». Бубликов избрал верный путь – оборону на виражах. Маневрируя по горизонтали то вправо, то влево, иногда делая полный вираж, он со снижением уходил на свою территорию. Попытки немцев атаковать Бубликова не прошли им даром: штурмовик сбил одного «Фоке-Вульф-190».

Боевой опыт показал, что наиболее подготовленные штурмовики, отлично владеющие техникой пилотирования, могут выполнить в буквальном смысле этого слова роль истребителя, вести воздушный бой с немецкими бомбардировщиками, срывать их работу. В истории нашего соединения запечатлен совершенно необычный воздушный бой, когда четыре «ИЛ-2», выполняя роль истребителей, дрались с 27 «Ю-88» и 16 «Ме-109».

Эту четвёрку смельчаков вёл гвардии подполковник Савченко. На высоте 2.200 метров он заметил 27 вражеских бомбардировщиков, направлявшихся к нашим войскам под прикрытием 16 «Ме-109». Савченко принял дерзкое решение – сорвать вражеский налёт на наши войска. По команде ведущего четвёрка штурмовиков врезалась в строй «Юнкерсов».

В результате пятнадцатиминутного воздушного боя четыре штурмовика, дравшиеся с 27 «Ю-88» и 16 «Ме-109», сбили один бомбардировщик и двух истребителей. Один истребитель был подбит. Наши лётчики потерь не имели.

Таким образом следует сделать вывод, что на «ИЛ-2» можно вести воздушный бой, даже когда встречаешься в воздухе с комбинированной группой противника. Чтобы выйти победителем из такой встречи, необходимо: иметь хорошо сработавшиеся пары, которые могут свободно отражать и атаковать истребителей противника, ни на минуту не забывая при этом о защите товарища, иметь крепко сколоченные группы, лётчики которой умеют менять боевой порядок, не нарушая огневого взаимодействия.

И одно из главных условий – надо непрестанно совершенствовать у лётчиков-штурмовиков технику пилотирования, ибо это очень часто решает исход встречи штурмовиков с вражескими истребителями и бомбардировщиками.

Гвардии капитан И. Герман.