Севастьянов Алексей Иванович (автор)

* * *

Принадлежность:

784 иап

Гвардии майор А. Севастьянов 
// Сталинский сокол 14.05.1943

Взаимодействие с истребителями

В организации штурмового удара огромное значение имеет правильное огневое взаимодействие штурмовиков и истребителей. В недавнем прошлом в нашей боевой практике было немало случаев несогласованных действий «ИЛ’ов» и прикрывавших их истребителей. Однажды я повёл группу «ИЛ-2» на уничтожение крупных складов боеприпасов противника. Цель имела сильную ПВО, в том числе истребительную авиацию. Сразу же после взлёта прикрывавшие нас истребители потеряли штурмовиков, и нам пришлось действовать без прикрытия. Только благодаря хорошей слётанности и большему опыту воздушных боёв наши «ИЛ’ы» потерь не имели.

В чём была главная ошибка? После получения задачи не было личного общения штурмовиков с истребителями. Каждой группе задача ставилась отдельно.

Для того, чтобы устранить эти недостатки, мы стали каждый совместный полёт прорабатывать с ведущими обеих групп. Ведущие договаривались между собой о порядке огневого взаимодействия. Если штурмовики и истребители базировались на разных аэродромах, то мы устраивали встречу ведущих. Иногда после выполнения боевых заданий мы проводили своеобразные конференции, на которых обменивались опытом, договаривались о порядке действия групп и экипажей в различных условиях сложившейся обстановки. При встречах с истребителями устанавливались место сбора, высота, сигнал и порядок сопровождения до цели, во время работы над целью при противодействии зенитного огня или же истребителей противника и при возвращении на обратном маршруте. Особое внимание уделяли радиосвязи ведущих и дисциплине радиообмена. Такая практика сразу дала положительные результаты.

При базировании на различных аэродромах встреча происходит над аэродромом истребителей. Штурмовики о своём вылете предупреждают истребителей сопровождения по телефону или по радио, подходя к аэродрому на условленной высоте, с условным разворотом.

В пути истребители занимают выгодные позиции для охраны менее защищённых секторов «ИЛ-2», обращая главное внимание на фланги, а также прикрывая сзади и снизу. Соответственно с этим и распределялись задачи между истребителями. Группа непосредственного прикрытия имела приказ не отрываться от штурмовиков, не увлекаться воздушным боем. А ударная группа наоборот – сковывала противника боем, обеспечивала выполнение боевой задачи штурмовиков. Ведущие групп устанавливали между собой радиосвязь и поддерживали её во время всего полёта, при любых обстоятельствах.

Между экипажами, особенно стрелками, в группе распределялись секторы наблюдения. Стрелки знали количество и место самолётов в группе. Как появится в воздухе противник, стрелки сигналами красных ракет предупреждали командиров экипажей и истребителей о появлении противника. Кроме того, они сразу же посылали в направлении появившегося противника трассы из пулеметов. Одновременно ведущий или первый заметивший воздушного противника немедленно сигнализировал об опасности по радио.

Помимо истребителей прикрытия штурмовики выделяли из своего состава прикрывающую последнюю пару для отражения атаки воздушного противника и подавления огня зенитной артиллерии. Летчики этой замыкающей пары обладали, как правило, отличной техникой пилотирования и обязательно имели радиопередатчик. Действуя по принципу свободного манёвра, эта пара в нужный момент занимала выгодную позицию для атаки. Если штурмовики наносили удар по переднему краю с пикирования, то истребители сопровождения следовали на цель вместе со штурмовиками.

Нередко бывало, когда наши истребители встречали штурмовиков, пользуясь наведением наземной радиостанции. В то же время эта станция всё время информирует ведущих групп о воздушной обстановке.

За последнее время на нашем участке повысилась активность вражеской авиации. Редкий вылет проходит без воздушного боя. Грубую ошибку допускают ведущие тех групп, которые хотят вести бой самостоятельно, нарушая тем самым огневое взаимодействие между штурмовиками и истребителями.

Последние воздушные бои внесли в тактику огневого взаимодействия ряд новшеств. Появились «Фокке-Вульф-190», которые стали взаимодействовать с «Ме-109». Если «Мессершмитты» производили атаки сзади, сбоку, сверху и с горизонтали и уходили вверх, то «Фокке-Вульфы» атакуют снизу, сзади и сбоку и уходят вниз. «Ме-109» на виражах в бой с «ИЛ'ами» не вступают и никогда не идут в лобовые атаки, а «Фокке-Вульфы» охотно ведут бой на вираже и даже пытаются сходиться на лобовых. Правда, во всех этих случаях немцы сбивались мощным огнём нашего штурмовика.

Как показывает опыт, целесообразнее и правильнее в тактическом отношении вести бой общей группой. Для этого нужно не растягиваться, а, наоборот, приближаться друг к другу, чтобы противник испытал всю силу огневого взаимодействия штурмовиков и истребителей. Известно много примеров, когда в воздушном бою с численно превосходящим противником наши истребители одерживали победу, потому что действовали совместно со штурмовиками, становились в общую змейку сзади или находились внутри неё. Нам известим также факты, когда раненый или подбитый истребитель становился под защиту «ИЛ’а», проходя впереди или внутри строя.

Опыт боев показал, что там, где правильно организовало огневое взаимодействие «ИЛ’ов» и истребителей, эффективность бомб штурмового удара намного повышается. И наша авиация бьёт противника без потерь.

Гвардии майор А. Севастьянов.