Амет-хан Султан

Борисов Иван Григорьевич

Костырко Николай Васильевич

Шестаков Лев Львович

Еськов Иван Евграфович (автор)

* * *

Принадлежность:

9 гв. иап

Полковник И. Еськов 
// Сталинский сокол 21.05.1943

Истребители «охотники»

За сравнительно короткий срок при небольших затратах сил и средств одна из авиачастей сумела нанести противнику значительный материальный ущерб. Решающую роль здесь сыграли истребители-«охотники».

Лётчики действовали главным образом по коммуникациям противника, систематически срывая его перевозки. «Охотой» занималась специальная группа ассов, которые в связи с этим были освобождены от выполнения всех других задач.

Как организовали в части работу «охотников»-истребителей? Весь участок фронта разбили на несколько направлений. Командование выбирало для действии «охотников» направление, по которому (судя по данным разведчиков) наиболее вероятно движение немецких машин, эшелонов, повозок. За каждой группой «охотников» закрепили определённый участок, систематически и тщательно изучаемый лётчиками.

Для работы «охотников» использовали аэродромы подскока и передовые аэродромы, расположенные вблизи линии фронта. Это позволяло лётчикам делать по нескольку вылетов в день. Задачу «охотники» получали накануне. Таким образом, у них было достаточно времени для тщательной подготовки лётного состава и материальной части. Задача ставилась обычно кратко. Лётчикам указывали, в каком направлении, каким количеством пар, с каким напряжением производить боевую работу и время возвращения на основной аэродром. Улетев с основного аэродрома, «охотники» в течение всего дня поддерживали связь с командованием по радио.

«Охотники» летали парами на высотах от 3.000 до 1.000 м. Обнаружив цель, лётчики по сигналу ведущего сразу же атаковали её. Атака производилась парой одновременно или же но одному; если ведущий атакует, то ведомый в это время прикрывает его и наблюдает за результатами. Такой принцип взаимного прикрытия сохранялся и при полёте большими группами. Но в этом случае ввод в атаку производился последовательно парами.

Атакуя железнодорожные эшелоны, «охотники» в первую очередь били по паровозам. Огнём пушек они пробивали котёл паровоза, после чего эшелон останавливался. Так, например, несколько дней назад два лётчика (ведущий лейтенант Костырко) вылетели на «охоту». Через 40 минут они обнаружили эшелон с двойной тягой. Они атаковали его с дистанция 100–50 м., причём первые удары направили на паровозы. Эшелон был остановлен. Как удалось впоследствии установить, этот эшелон простоял в течение всего дня, застопорив движение на важной магистрали.

Истребители «охотились» также и за транспортами противника в открытом море. Недавно четвёрка истребителей под командованием Героя Советского Союза Шестакова вылетела на такую «охоту». В море лётчики увидели и атаковали катер. В результате атаки он был сожжён.

Целью истребителей –«охотников» часто являются и отдельные немецкие самолёты разведчики и корректировщики. Основной метод в этом случае – внезапная, молниеносная атака. Принцип «охотника» – сбить врага с первой атаки! Недавно группа в составе четырёх истребителей под командованием капитана Аметхана вылетела на «охоту» в закреплённом за нею направлении. Вскоре лётчики заменили «ФВ-189», экипаж которого корректировал артиллерийский огонь врага по переднему краю нашей обороны. Капитан Аметхан с ведомым младшим лейтенантом Мальковым зашёл со стороны солнца. С первой же атаки капитана корректировщик был подбит. Добил его младший лейтенант Мальков. Вражеский самолёт упал и сгорел.

В этот день та же группа в другом районе встретила 2 «Me-109». Смелой атакой капитана Аметхана один «Ме-109» был отогнан, а второго атакой в хвост с дистанции 50 м. сбил младший лейтенант Борисов. О результатах работы «охотников» Н-ской части можно судить хотя бы по таким цифрам: за 7 дней они уничтожили до 30 грузовых и 6 легковых автомашин, потопили и вывели из строя 4 катера. В воздушных боях «охотники» сбили 4 и подбили 2 самолёта. Своих потерь истребители не имели.

Какой вывод сделали истребители этого подразделения из опыта работы «охотников»?

Успех действий зависит главным образом от умения добиться внезапности при подходе к цели и при ударе по ней. Очень важно закрепить за группами «охотников» определённые районы действий. Это и значительной степени облегчает поиск цели, даёт возможность следить за изменениями обстановки. Для маскировки базирования групп «охотников» необходим» применять аэродромный манёвр.

Полковник И. Еськов.