Иванов

Кальчик Александр Степанович

Лысенко

Марютин Петр Матвеевич

Реслер

Кондратюк Даниил Федорович (автор)

Генерал-лейтенант авиации Д. Кондратюк 
// Сталинский сокол 21.05.1943

О некоторых особенностях тактики штурмовиков

К итогам конференции летчиков-штурмовиков

Опыт войны показал, что из всех видов авиации, применяемых на поле боя и в ближнем тылу, штурмовая авиация имеет решающее значение.

Штурмовики – это ударная сила над полем боя, это главное средство поражения противника с воздуха. Не случайно «ИЛ´ы» пользуются огромным уважением у наземных войск.

Война многому научила наших штурмовиков, обогатила их тактику, вскрыла большие возможности «ИЛ'ов». Но товарищ Сталин в своем первомайском приказе требует от нас дальнейшего непрерывного совершенствования боевой выучки.

Закончившаяся недавно конференция лучших лётчиков-штурмовиков ВВС Красной Армии и была посвящена изучению накопившегося опыта войны. Она явилась своеобразной школой совершенствования боевой выучки, в которой вырабатывались единые взгляды но важнейшим вопросам тактики штурмовой авиации.

Тактико-технические свойства «ИЛ-2» столь богаты и разносторонни, что он стал единственным многоцелевым самолётом. Этим и определяется его большой удельный вес на поле боя. В тесном взаимодействии с наземными войсками он может быть использован для решения самых разнообразных задач.

Что мы должны учесть в своей тактике, готовясь к новым решающим боям?

Какие бы задачи ни выполнял штурмовик, он, как правило, будет встречать противодействие истребителей противника (особенно после атаки целей при возвращении с боевого задания). Вот почему мы сейчас особо остро ставим вопрос о том, что штурмовик должен не только уметь атаковать противника на земле, но и в совершенстве владеть приемами воздушного боя с вражескими истребителями. Мы больше не можем мириться с таким положением, когда группа «ИЛ´ов», встретив 2–3 истребителей, рассыпается, теряет управление, уходят с поля боя и порой несёт напрасные потери.

Один из главных вопросов, над которыми работала конференция и вокруг которого разгорелись жаркие творческие споры, – это вопрос воздушного бея на «ИЛ-2». Лётчики Северо-Западного, Калининского, Западного фронтов приводили много примеров из своей боевой практики, показывающих, что, правильно построив боевые порядки, группа «ИЛ-2» может самостоятельно и с успехом вести воздушный бой. Это главный неоспоримый вывод из боевой практики штурмовиков в зимней кампании 1942–43 г.

На конференции нам довелось слышать лучших лётчиков-штурмовиков с различных участков фронта. Товарищи высказали много точек зрения на то, в каком боевом порядке лучше всего вести длительную обработку целей, отражать атаки вражеских истребителей. В результате лётчики пришли к выводу, что при длительной обработке цели наиболее целесообразно применять боевой порядок «замкнутый круг». Суть его заключается в следующем: в районе цели штурмовики становятся в широкий круг, причем один самолёт находится от другого на дистанции 300–400 м. Однако нельзя считать, что замкнутый круг – это правильная геометрическая фигура. В отдельных случаях он будет иметь элипсообразную форму и даже форму прямоугольника. Важно только, чтобы такой боевой порядок был хорошо замкнут и один самолёт находился от другого на дистанции действенности огня.

Атака целей из круга производится с пикирования каждым самолётом в отдельности. Очень важно соблюдать непрерывность воздействия на цель. Достигается это тем, что выход из атаки впереди идущего самолёта совпадает с началом атаки сзади идущего. В результате все огневые средства противника на земле, боясь поражения с воздуха, прекращают свои действия (не только по самолётам, но и по наземным целям).

Находясь в боевом порядке «замкнутый круг», каждый лётчик обязан сделать от 4 до 6 атак. Таким образом, группа над полем боя находится 30–40 минут. Следующая группа приходит к цели за 5–10 минут до расчётного времени возвращения первой группы «ИЛ´ов». Она занимает боевой порядок выше обрабатывающих цель самолётов. Если же очередная группа почему-либо запоздала, то «ИЛ´ы», находящиеся над полем боя, не уходят на базу. Они обязательно дожидаются смены. Исчерпав боеприпасы, штурмовики холостыми заходами имитируют атаки и тем самым сковывают цель (надо лишь иметь в виду остаток горючего для возвращения на свой аэродром и 20–25 проц. боекомплекта на случай воздушного боя).

Возвращаться на аэродром наиболее целесообразно в боевом порядке «крутая змейка» (на случай встречи с воздушным противником). В строю «крутой змейки» «ИЛ´ы» наиболее успешно могут вести воздушный бой. При переходе из змейки в походный порядок самолёты прикрывают друг друга, выполняя так называемые ножницы, а затем, используя рельеф местности для маскировки, уходят на свой аэродром в порядке пеленга пар, клина пар или змейкой пар.

Действуя такими методами, штурмовики подразделения Героя Советского Союза Марютина, капитанов Иванова, Лысенко, Реслера совершили около 500 групповых боевых вылётов, не понеся никаких потерь. Наше правило, каждый вылет группы «ИЛ'ов» сопровождался воздушным боем с истребителями противника. Своими победами лётчики обязаны не только правильному построению в указанных нами боевых порядках. Этого было бы ещё мало. У штурмовиков этих подразделений не было потерь потому, что их группы и своём составе имели постоянных лётчиков, отлично подготовленных по технике пилотирования, и совершенстве владеющих оружием, умеющих маневрировать в боевом порядке скоростью и креном от 35–65°, по горизонтали в пределах ± 30–40° и по высоте ± 50–75°. Эти лётчики всегда встречали противника своеобразным огневым ежом. В результате противник не только не мог нанести поражение «ИЛ'ам», но при каждой попытке атаковать их сам нёс большие потери.

Опыт лучших штурмовиков показал, что лётчик только в том случае может вести воздушный бой на «ИЛ-2», если хорошо владеет техникой пилотирования. Поэтому подготовку воздушных бойцов-штурмовиков нужно начинать именно с отработки техники пилотирования. На одном участке фронта я наблюдал воздушный бой молодого лётчика-штурмовика Кальчика с двумя «ФВ-190». Это был его первый боевой вылет. Кальчика отделили от строя, и одновременно на него напали 2 «ФВ-190». Стачала он пошёл на снижение, а потом перешёл на искусное маневрирование по горизонтали и по высоте. Немецкие самолёты, как коршуны, вертелись вокруг него. Но благодаря маневрированию ему удавалось ускользать от прицельного огня немцев. Когда немец подошёл к нему сбоку, Кальчик сделал горку и дал по «ФВ-190» очередь. Самолёт стал падать на землю, а немец выбросился на парашюте. Второй «ФВ-190» Кальчик подбил снизу и заставил фашиста пойти на вынужденную посадку. Мы опросили взятых в плен немецких лётчиков. Это были опытные воздушные бойцы. Они уже год работают в паре. Немцы были несказанно поражены, узнав, что сбил их лётчик, совершавший первый боевой вылет.

В чём секрет победы Кальчика? Он правильно понял, что воздушный бой слагается из огня и манёвра, и заранее, несмотря на то, что его посадили на «ИЛ», тщательно отрабатывал технику пилотирования. Победа Кальчика – результат его личной выучки. Каждым командир, обучающий подчинённых, обязан настойчиво воспитывать из лётчика-штурмовика искусного воздушного бойца, хорошо знающего законы физики и аэродинамики.

Мы имеем ряд примеров, когда лётчики-штурмовики. очень заслуженные, отмеченные высокими наградами, при встрече с истребителями противника уклонялись от активного боя. Когда мы проанализировали, в чём же здесь дело, то оказалось, что эти лётчики были недостаточно подготовлены по технике пилотирования, особенно на малых высотах. Они, очевидно, опасались потерять скорость, ощущение пространственного положения своего самолёта, а отсюда и все печальные последствия.

Я знал одного такого лётчика, отдать прславленного и уважаемого. Он был штурманом полка. Но когда дело дошло до воздушного боя на «ИЛ´е», у него опустились руки. От стал уклоняться от боя. В полку пошли кривотолки. Лётчик тяжело переживал этот период своей боевой деятельности. Я решил проверить, какая у него техника пилотирования. Выяснилось, что техника у него совершенно не отработана, что в этом деле он новичок. Пришлось заняться обучением этих лётчиков технике пилотирования, обратив особое внимание на выполнение глубоких виражей и боевых разворотов на всех высотах. Теперь многие из этих лётчиков стали мастерами воздушного боя на «ИЛ´е».

Таким образом, если мы научим лётчиков-штурмовиков технике пилотирования, искусству быстрого и правильного построения в наиболее эффективные боевые порядки, то не будем опасаться, что 2–3 немецких истребителя атакуют группу «ИЛ´ов».

Мы указывали выше, что для длительной обработки целей лучше всего строить группу в боевом порядке «замкнутый строй». Этот строй является наилучшим и при сопровождении танков. Взаимодействие штурмовиков с танками – сейчас одни из актуальных для нас вопросов.

Как наиболее правильно использовать штурмовиков для обеспечения действий танкистов? Нужно, чтобы «ИЛ´ы» сопровождали танки на поле боя своими атаками с воздуха и поражали именно те цели, которые не позволяют продвигаться танкам вперед. При этом в первую очередь «ИЛ´ы» обрушивают свей огонь на противотанковую артиллерию. В этих операциях круг представляет собой боевой порядок, в котором самолёты отлично прикрывают друг друга от зенитной артиллерий и вражеских истребителей.

По мере продвижения танков «ИЛ´ы» вытягиваются по оси движения в элипсообразную кривую. При взаимодействия со своими танками нужно учитывать темпы их продвижения на поле боя. Став я боевой порядок над танками, лётчики должны убедиться, что внизу находятся именно свои танки. В связи с этим очень остро ставится вопрос об условных обозначениях на земле.

В этой статье мы коснулись лишь некоторых особенностей тактики штурмовой авиации, обсуждавшихся на конференция летчиков-штурмовиков. Было бы ошибочно принимать за какую-то догму указанные мною боевые порядки. Шаблон очень опасен на войне. Нельзя считать, что замкнутый круг и крутая змейка – это универсальное средство защиты от истребителей противника. Задача авиационных командиров заключается и том, чтобы, осваивая эти боевые порядки, обучая лётчиков высокому классу техники пилотирования, искусству прицельной стрельбы, умению маневрировать, в то же время искать всё новые, ещё более совершенные методы использования «ИЛ´ов».