Дмитриев Михаил Тимофеевич (автор)

Инженер-майор М. Дмитриев 
// Сталинский сокол 21.05.1943

Германские эрзац-штурмовики

Уже не первый раз за время войны немцы делают попытки создать штурмовой самолёт, который хотя в какой-то степени отвечал бы своему назначению. Как удалось противнику разрешить эту проблему, видно из фактов.

Ещё в 1941 году в немецко-фашистской печати широко пропагандировалась версия о создании мощного противотанкового истребителя «Хеншель – Хш-129». На деле этот самолёт появился на советско-германском фронте лишь в середине 1942 года, да и то в незначительном количестве. Однако боевое применение «Хш-129» не оправдало надежд командования германских военно-воздушных сил.

Несмотря на значительное вооружение (две неподвижные пушки Мг-151 калибра 15 мм. и два пулемёта Мг-17 калибра 7,92 мм., бомбовая нагрузка до 200 кг.), боевые свойства «Хш-129» оказались весьма слабыми. Редкие его вылеты на штурмовку не дали желаемого эффекта и в большинстве случаев заканчивались уничтожением «Хеншеля», или он в качестве трофея попадал в руки наших войск. Имея бронированные пилотскую кабину, маслорадиатор и некоторые части моторов, этот штурмовик совершенно не защищён сзади и снизу. Довольно уязвимым местом самолёта явились, кроме того, протектированные бензо– и маслобаки.

Как ни восхваляла фашистская пропаганда «мощь» штурмовика, он не нашёл широкого применения на фронте.

Сейчас командование германских ВВС стремится, как может, восполнить пробел в своей авиации и вновь пытается создать подобие штурмовика для борьбы с танками и войсками на поле боя.

Недавно на различных участках фронта были сбиты немецкие самолёты «Юнкерс-88 С 6» и «Юнкерс-87», приспособленные для штурмовых действий. На первом из них под фюзеляжем установлены пулемётно-пушечные батареи для стрельбы вперёд. В носу фюзеляжа, защищённом броней, обнаружена батарея, состоящая из трёх пушек «Эрликон» калибра 20 мм. с запасом 60 снарядов на каждую, и три пулемёта Мг-17 с боезапасом по 800–1.000 патронов.

Такая громоздкая батарейная подвеска значительно снизила лётные качества бомбардировщика. Подкрыльные воздушные тормоза на самолёте отсутствуют, и стало быть машина лишена возможности действовать с пикирования. Несмотря на установку двух мощных моторов Юмо-211 К по 1.175 л. с., скорость самолёта, а также дальность полёта снизились. Бомбовая нагрузка предусматривает размещение в фюзеляже 10 бомб по 50 кг. В экипаж самолёта входят два воздушных стрелка, управляющие верхними и нижними спаренными пулемётами Мг-81 нормального калибра для защиты задней полусферы.

«Юнкерс-87» из пикирующего бомбардировщика переделан для штурмовых действий по танкам. Вместо бомб под фюзеляжем он имеет две пушки калибра 37 мм. с боекомплектом по 12 снарядов на каждую. Лётные качества «Ю-87» вследствие такой привески и дополнительного бронирования снизились ещё больше, нежели у «Ю-88», и потери этого «штурмовика» вполне об'яснимы.

Таким образом, попытки немцев создать подобие штурмовика путём модернизации и переделки известных типов бомбардировщиков оказались также явно несостоятельными.

Инженер-майор М. Дмитриев.