Карасев Михаил Васильевич

Королев

Кулик Федор Тихонович

Миронов

Рыбников Борис Федорович

Смолин

Староверов Ефим Семенович

Старченко Вадим Петрович

Макеев Николай Иванович (автор)

* * *

Принадлежность:

50 орап

Капитан Н. Макеев 
// Сталинский сокол 28.05.1943

Крылатые следопыты

Боевые будни разведчиков подразделения тов. Миронова полны самоотверженности и героизма. В любую погоду, днём, а иногда и ночью они неожиданно появляются над территорией противника, внимательно следят за его поведением, наблюдают за передвижениями, коммуникациями.

Подразделение гордится своим отважным разведчиком старшим лейтенантом Кулик, отдыхающим сейчас после тяжёлого ранения.

...Это было в дни зимнего наступления наших войск. Командование поручило экипажу тов. Кулика найти наши танки, прорвавшиеся в глубокий тыл врага, и установить с ними связь.

Тщательно изучив обстановку, экипаж вылетел в район разведки. С высоты 5 тысяч метров разведчики заметили танки. В тот момент, когда Кулик стал спускаться ниже, чтобы опознать, наши ли это танки, его самолёт атаковали три «Мессершмитта».

Пользуясь облачностью, Кулик ловким манёвром ускользнул от вражеских истребителей. Выждав некоторое время в облаках, он снова повёл свой самолёт в район разведки. Его вторично атаковали истребители. Разведчик вынужден был уйти на свою территорию. Когда немцы ушли, лётчик вновь повёл свою машину на запад.

Придя на то же место и снизившись до бреющего полёта, экипаж, наконец, установил, что танки действительно советские. Едва стрелок-радист Королев успел сообщить об этом по радио на командный пункт, как разведчиков третий раз атаковали немецкие истребители.

Разгорелся ожесточённый воздушный бой одного самолёта-разведчика с четырьмя вражескими истребителями. Наш экипаж искусно отражал многочисленные атаки. Ведя меткий огонь, штурман капитан Смолин и стрелок-радист Королев подожгли два «Мессершмитта». Однако в первом бою быт ранен штурман, а вскоре вспыхнул и самолёт. Горели правая плоскость и центробак.

Положение было критическое. Командир корабля приказал экипажу прыгать. В этот момент самолёт находился уже над нашей территорией. Стрелок-радист выбросился с парашютом. Лётчик включил аварийный кран, но колпак кабины почему-то не открылся. Он пытался разбить его, но из этого также ничего не вышло.

Тогда Кулик повёл горящую машину на посадку. Он приземлился недалеко от линии фронта. Находившиеся поблизости бойцы вытащили из пылающего самолёта лётчика и штурмана. Полтора месяца тов. Кулик не приходил в сознание после тяжёлого ушиба и ожогов.

За героический подвиг, настойчивость и мужество, проявленные при выполнении задания по разведке, Военный Совет наградил лётчика Кулика орденом Ленина, штурману Смолину был вручён орден Александра Невского.

Много раз летали на разведку экипажи капитана Старченко и старшего лейтенанта Староверова. Как-то, незадолго до наступления темноты, экипажу Староверова было поручено срочно найти отряд наших войск, действующих в тылу противника. Вместе со штурманом Карасевым и стрелком-радистом Рыбниковым Староверов отправился на задание.

Несмотря на сумерки и низкую облачность, Староверов разыскал наш отряд и установил с ним связь. За образцовое выполнение задания всему экипажу разведчиков в тот же вечер были вручены ордена Отечественной войны 2-й степени.

Так работают наши славные воздушные следопыты. Ни непогода, ни огонь зениток, ни наскоки вражеских истребителей не в силах помешать разведчикам. Они всегда точно и в срок доставляют в штаб командования необходимые данные о противнике.

Капитан Н. Макеев.