Нагорный

Правдин Михаил Иванович (автор)

Майор М. Правдин 
// Сталинский сокол 28.05.1943

Деблокировка аэродрома

Немцы, стараясь приковать нашу авиацию к земле, применяют метод блокировки аэродромов. За последнее время этот метод в той или иной форме врат пытался использовать на различных участках фронта.

Каким путём обычно немцы блокируют наши аэродромы? Чаще всего эта блокада сводится к тому, что группа «Мессершмиттов», маскируясь солнцем, на приглушенных моторах подходит к нашему аэродрому и, разбившись на пары, опоясывает его. Враг рассчитывает на то, что при этом ни один самолёт не сможет безнаказанно подняться в воздух. Периодически сменяя блокирующие группы истребителей, противник пытается на длительное время (иногда несколько дней) парализовать работу аэродрома. Это – наиболее часто применяемый немцами метод блокировки.

Иногда враг блокирует аэродром со специальной задачей: приковать к земле нашу авиацию в связи с подготавливаемым бомбоштурмовым ударом по аэродрому, и вслед за блокирующей группой тогда появляется группа штурмующая или бомбардировщики.

Порой эта блокировка вызвала тем, что противник предпринимает массированный налет бомбардировщиков по нашему переднему краю. Желая предупредить возможность вызова истребителей для отражения атаки бомбардировщиков, немцы иногда прибегают к блокировке аэродрома базирования истребительной авиации.

Нашим авиационным командирам хорошо знакомы эти методы врага. И многие из них научились с успехом бороться с попытками немцев блокировать советские аэродромы. В последнее время выработался ряд проверенных на практике методов деблокировки аэродромов.

Это было недавно. Над одним из наших аэродромов появились сперва три, а потом еще два немецких истребителя. То была вражеская блокирующая группа «Мессершмиттов». Они шли на высоте двух тысяч метров и стали барражировать над самым аэродромом, разбившись на пару и звено. Шли они с интервалом в 150 м. и дистанцией 50 м., эшелонируясь по высоте.

На командном пункте было принято решение прорвать блокаду, вызвав истребителей с соседнего аэродрома. По радио было сообщено на КП Н-ского соединения. И сразу же с соседнего аэродрома поднялась четвёрка, а затем ещё восьмёрка истребителей. Противник также вызвал по радио подмогу, видимо, решив не снимать блокады. Когда 12 наших истребителей появились над блокированным аэродромом, то здесь они встретили ужо не 5, а 12 «Мессершмиттов». Завязался воздушный бой. Воспользовавшись тем, что вся группа немцев оказалась скованной боем, с аэродрома, подвергшегося блокаде, поднялась пара наших истребителей. Она без труда заняла позицию выше «Мессершмиттов» и атаками сверху помогла решить исход боя. Потеряв 4 «Ме-109» (все они упали в районе аэродрома), немцы вынуждены были снять блокаду и убраться во-свояси.

Мы привели один из наиболее эффективных методов деблокировки своего аэродрома – вызов истребителей с соседнего аэродрома. Здесь успех деблокировки во многом зависит от чёткой работы связи и постов оповещения. В описанном нами случае истребители прилетели после того, как их вызвали через KII соединения. А ведь могло случиться так, что блокировка аэродрома была связана с готовившимся штурмовым налётом. В этом случае дорога каждая минута. И звонить на КП соединения уже поздно. Важно, чтобы тогда истребители вылетели сразу же по условному радиосигналу, не дожидаясь вызова через КП соединения.

Какой тактики придерживается группа истребителей, вызванная с соседнего аэродрома для срыва блокады? Основная задача этой группы – притти на место боя, имея преимущество в высоте. Не нужно приходить сразу всей группой. Две пары идут вперед, а две пары приходят несколько позже, ещё на большей высоте. Они выжидают. Во-первых, может притти подмога немцам. Это часто бывает. Враг наращивает силы. Тогда верхняя группа отсекает пришедшие на помощь самолёты противника. Во-вторых, если со стороны не появилась вражеская подмога, тогда прикрывающая группа истребителей выжидает момент, когда ей удобнее всего ввязаться в бой. Она должна вступить в бой так и с такой позиции, чтобы молниеносным ударом решить судьбу врага.

Иной раз обстановка складывается так, что нельзя вызвать истребителей с соседнего аэродрома. Иногда немцы пытаются блокировать не один аэродром, а целый район, большой аэродромный узел. В этом случае у командира истребительного подразделения остаётся только один выход – невзирая на висящие над полем «Мессершмитты», поднять в воздух хотя бы одну-две пары самолётов. Это трудная, но при умелой организации дела осуществимая задача. Здесь некоторые лётчики допускают характерную ошибку, за которую иногда дорого расплачиваются. Порой лётчики, взлетев с блокированного аэродрома, стремятся сразу же, буквально над лётным полем, набрать высоту и занять исходное положение для атаки. И вот получается, что в тот момент, когда самолёты на малой скорости набирают высоту, их без особого труда сбивают атакой сверху.

Опытные лётчики никогда не полезут прямо «в лоб» на блокирующие самолёты. На одном из аэродромов шестёрка истребителей готовилась взлететь, чтобы итти на сопровождение штурмовиков. Уже приближалось время взлёта, встречи с «ИЛ'ами». И вдруг над аэродромом появилась блокирующая группа «Мессершмиттов». Они, разбившись на пары, опоясали аэродром, не давая возможности подняться в воздух. Тогда командир подразделения принял решение – поднять в воздух одну пару, которая должна была прорвать блокаду и дать возможность взлететь остальной четвёрке. Взлёт этой пары был осуществлён таким образом, что «Мессершмитты» оказались совершенно дезориентированными. Лётчики искусно учли место и момент взлёта. Учитывая, что аэродром пыльный, они взлетали почти с места, чтобы не выдать себя столбом пыли. Моторы были заведены. Лётчики – в машинах. И в то короткое мгновение, когда аэродром оказался в задней полусфере немецких истребителей, пара советских самолётов поднялась в воздух. Чтобы рассредоточить внимание противника, лётчики взлетали с разных направлений.

Так был осуществлён взлёт. Ведущий лётчик Нагорный и его ведомый не стали набирать высоту над аэродромом. Маскируясь местностью, маневрируя, они ушли в сторону, скрывшись из поля зрения блокирующих истребителей. И уже в стороне, набрав высоту, заняли исходное положение для атаки сверху. Пара наших истребителей связала боем четырёх «Ме-109». В этот момент взлетели находившиеся в полной готовности остальные 4 истребителя. Они оказались выше немцев. Одной-двух атак сверху оказалось достаточно, чтобы заставить «Ме-109» снять блокаду и уйти во-свояси. Всё это произошло так быстро, что наши истребители успели встретиться со штурмовиками и пойти на выполнение основного зададим.

Это характерный пример деблокировки, когда истребители не прибегают к помощи соседей, а сами прорывают блокаду. Чаще всего при такой деблокировке взлёт первой пары наших истребителей поддерживается зенитчиками, которые не дают немцам возможности ходить в кругу над аэродромом и заставляют их держаться большой высоты.

Как видно из описанного нами примера, успех деблокировки здесь решается чёткой организацией взлёта первой пары, строгой дисциплиной и мастерством лётчиков. Очень важно, чтобы ведущий пары, поднявшейся навстречу блокирующим самолётам, поддерживал непрерывную радиосвязь со своим командиром, оставшимся на земле.

Если командование установило, что противник в течение ряда дней последовательно пытается блокировать наш аэродром или целый район авиационного базирования, то часто прибегают к такому методу: заранее высылается патруль из одной-двух-трех пар истребителей (в зависимости от обстановки). Этот патруль ходит на высоте 2–2,5 тысячи метров со стороны солнца, так как здесь вероятное всего появление противника. Если есть облачность, то патруль ходит под кромкой облаков. При появлении блокирующей группы наш патруль сразу же вступает в бой и по радио вызывает на помощь дополнительную группу.

Конечно, вести такое патрулирование непрерывно нецелесообразно. Это будет напрасной тратой горючего и моторесурсов. Здесь важно знать тактику противника, изучить, в какие часы он чаще всего высылает свои блокирующие группы. Обычно наши патрули предохраняют аэродромы от блокировки в то время, когда должны вернуться с задания истребители или штурмовики (чаще всего именно в этот момент над аэродромом появляются блокирующие группы противника). Совершенно необходим такой патруль, когда истребители, например, пошли на задание столь далеко, что у них хватит горючего только, чтобы сесть на аэродром. Вести воздушный бой они уже не смогут.

Таковы основные методы деблокировки аэродромов.

Майор М. Правдин.