Белов Николай Георгиевич

Журавлев Александр Федорович

Каминский Вильгельм Фридрихович

Новиков Николай Иванович

Семенов Илья Сергеевич

Любаров Григорий Моисеевич (автор)

* * *

Принадлежность:

ГВФ

Капитан Г. Любаров 
// Сталинский сокол 28.05.1943

Дважды «миллионер»

Лётчик Н. Новиков безаварийно налетал 2 миллиона километров

Подразделение, которым командует подполковник Новиков, заслуженно гордится своим командиром. Ему стараются подражать, у него учатся спокойствию и хладнокровию, смелости и отваге, в его богатом опыте черпают лётную культуру.

Интересный жизненный путь прошёл этот знаменитый лётчик. Его лётная биография – живая история нашей авиации, её зарождения, формирования и блестящего развития. Вот несколько цифр, характеризующих двадцатилетнюю авиационную работу Николая Ивановича Новикова. Он летал больше чем на 30 типах машин, по пройденному километражу 50 раз облетел вокруг земного шара, в воздухе в общей сложности пробыл около 14 месяцев.

Трудовая жизнь Новикова началась с 13 лет. Он был мальчиком на побегушках, лифтёром. Незадолго до империалистической войны Новиков поступил в Москве на завод «Дукс» в качестве слесаря-инструментальщика. Здесь изготовляли велосипеды, мотоциклы и впервые начали делать опытный самолёт «Дукс № 8». Машина так и не увидела света. Во время заводских испытаний самолёт не взлетел. Однако империалистическая война сделала завод «Дукс» авиационным. Молодой Новиков заинтересовался самолётами и начал работать по их сборке и регулировке. Он видел, как лётчики испытывали на Ходынке выпущенные заводом машины, видел, как мужественные люди, несмотря на то, что много самолётов разваливалось во время лётных испытаний, упорно добивались положительных результатов. Молодой Новиков глубоко полюбил авиацию, твёрдо решил стать летчиком. Гражданская война застала Новикова в 5-й армии. Вместе с лучшей частью рабочей молодежи он отстаивал молодую советскую республику. Опыт его работы на заводе не пропал яря. Новиков был мотоциклистом – связистом. Пренебрегая опасностью, он доставлял на передовые позиции срочные донесения.

Война лишь отвлекла Новикова на некоторое время от заветной мечты. При первой же возможности он поступил в лётную школу.

Вместе с Валерием Чкаловым Новиков был среди первых десяти лётчиков, окончивших советскую лётную школу. Высшую школу военных лётчиков он окончил по классу истребителей, превосходно освоив технику пилотирования. Новикову поручили ответственное дело – воспитание мастеров воздуха. Много лет Николай Иванович выращивал советских летчиков-соколов, много курсантских выпусков прошло через его руки.

Мужала страна. Вырастали новые заводы и фабрики, города и посёлки. Перед авиацией встали огромные задачи, был создан Гражданский воздушный флот. Сюда и получил назначение опытный лётчик Новиков.

Знойные пески Средней Азии, сопки Дальнего Востока, вершины Кавказского хребта, чернозёмные кубанские степи, унылую северную тундру – всё это видел под крылом своего самолёта Новиков, везде побывал. Приходилось ему много раз совершать и заграничные полёты.

На одном из отечественных заводов, в огромных цехах, заканчивалось строительство самолёта-гиганта «СССР-Л-760». Новикова командировали провести заводские испытания, практически освоить красавицу-машину. Затем его назначили командиром этого корабля. На нём он перевозил сотни трудящихся из столицы в наши многочисленные здравницы.

Много, очень много летал Николай Иванович Новиков, и воздушная стихия закалила его волю, воспитала в нём стойкость, умение не теряться при самых трудных обстоятельствах.

Однажды, когда Николай Иванович работал на международных линиях, шёл он через Балтийское море из Швеции. Над самым морем, на высоте 4.000 м., вдруг стали отказывать моторы. В таком положении любой «завибрирует». А Новиков ничего. Не изменило обычное хладнокровие.

Быстро оценил обстановку и принял решение. Экипажу приказал ликвидировать неисправность и по радио дал сигнал: «Терплю бедствие». Запросил местонахождение и где можно садиться. Когда получил ответ, начал снижаться. Пробил облачность. Внизу, насколько глаз охватывает, – море. Новиков заметил какое-то наливное судно и направился к нему. В случае чего – окажут помощь. За это время экипаж ликвидировал неисправность, и рейс закончился благополучно.

Не перечислить всех примеров мужества и находчивости лётчика, его самообладания и выдержки.

О первых дней великой отечественной войны Новиков начал работать для фронта, и здесь особенно пригодились его качества. Опытная, твёрдая рука старого лётчика умело направляла машину о различными военными грузами.

Сотни жизней раненых бойцов и командиров он спас, доставляя им кровь для переливания. Много сложных боевых вылетов совершил Новиков, выполняя особо важные задания. Наиболее ответственные полёты доверялись ему. Только за время отечественной войны он налетал около 300.000 км. Правительство высоко оценило отличную работу лётчика. Его грудь украшают два ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды и медаль «За боевые заслуги».

* * *

На Московском центральном аэродроме приземлилась двухмоторная машина. Подрулив к зданию аэропорта, самолёт остановился. По лестничке опустились пассажиры. К самолёту подошли генерал-майор авиации Семенов, генерал-майор технических войск Белов, полковники Журавлев и Каминский и многочисленные знакомые и друзья Новикова. Они горячо поздравили его с благополучным завершением этого знаменательного полёта. История русской авиации обогатилась ещё одним замечательным фактом: подполковник Николай Иванович Новиков первым в Советском Союзе безаварийно налетал 2.000.000 километров.

Капитан Г. Любаров.