Зудилов Василий Федорович

Марков Петр Петрович

Маркелов Владимир Самуилович

Мусиенко Иван Александрович

Чувин Николай Иванович

Шкулепов Алексей Пантелеевич (автор)

* * *

Принадлежность:

11 иап

Капитан Шкулепов 

Бой «ИЛ-2» с бомбардировщиками и истребителями
// Сталинский сокол 05.06.1942

В практике штурмовой авиации бывают случаи, когда летчики, выполняя задание по атаке войск противника, встречаются на своем маршруте с фашистскими транспортными самолетами и бомбардировщиками и принимают воздушный бой. Такие случаи бывали и в нашей работе.

Однажды пятерка наших «ИЛ-2» отправилась штурмовать передний край оборонительной полосы противника. На высоте 100 метров штурмовики встретили два «Ю-52», которых прикрывали два «Ме-109ф».

Ведущий группы летчиков дал ведомым сигнал и первым ринулся в атаку, открыв по «Юнкерсам» пулеметно-пушечный огонь. Ведомые приняли сигнал и также вступили в бой.

«Юнкерсы», увеличив скорость, перешли на бреющий. Одновременно их стрелки открыли огонь из пулеметов. Используя внезапность нападения и прикрытие на большой высоте вражеских истребителей, наши штурмовики выиграли бой: один «Ю-52» был сбит. Только после этого фашистские истребители заметили, что произошло. Они имитировали атаку, но ни одного выстрела не произвели: то ли их ошеломила внезапная атака советских самолетов, или они еще раньше израсходовали боекомплект.

А вот случай, который произошел в нашей части лишь несколько дней назад. Два штурмовика, пилотируемые старшим лейтенантом Марковым и лейтенантом Зудиловым, атаковала двух «Ю-52» в тот самый момент, когда они готовились сбрасывать на парашютах боекомплекты и продовольствие своим окруженным гарнизонам. Наши штурмовики учли, что противник в этот момент не наблюдает за воздухом, они подошли к «Юнкерсам» на близкое расстояние. С дистанции 50—100 метров наши «ИЛ’ы» расстреляли немецкие самолеты пулеметно-пушечным огнем. «Юнкерсы» загорелись и свалились, не сбросив груза.

На «ИЛ-2» можно атаковать и вражеские бомбардировщики, но только при условии, если они идут на той же высоте, что и штурмовики. Для этого надо использовать внезапность нападения. Приемы атаки те же, что и по транспортным самолетам. Но вести бой на «ИЛ-2» против бомбардировщиков сложней, чем с транспортными самолетами, так как бомбардировщики обычно ходят на больших высотах. Но если бомбардировщик идет на одной высоте со штурмовиком, то последний может вступить с ним в бой и произвести атаку. Заход для атаки необходимо делать снизу в хвост под углом 30—40 градусов. Этот прием обеспечивает внезапность и сохраняет увеличение проекции цели, ее уязвимых мест.

В нашей боевой практике были случаи воздушного боя «ИЛ-2» с истребителями. Лейтенант Чувин вылетел штурмовать немецкие танки. На высоте 500 метров он заметил «Фокке-Вульф-198». Фашистский летчик тоже увидел советского штурмовика и первым атаковал его. Чувин решил принять бой. Преимущество было явно на стороне врага. Он находился значительно выше. Несмотря на все это, Чувин вышел победителем из воздушного поединка. Как это произошло?

Летчик Чувин сразу же учел, что истребитель противника, атакуя сверху, при выходе из атаки будет иметь избыток скорости. Поэтому Чувин решил уменьшить скорость своего самолета и выжидать момент, когда «Фокке-Вульф» выйдет из атаки вперед. Расчеты летчика оправдались. Фашист после атаки действительно показался впереди штурмовика на 50—100 метров. В это же время Чувин нажал на все гашетки и мощным огнем зажег «Фокке-Вульф». Сбив врага, Чувин продолжал свой путь для атаки танков.

Стоит рассказать о воздушном бое шестерки наших «ИЛ-2» с пятеркой «Ме-109ф» и «Ме-110». Вот как было дело.

Подходя к об’екту штурмовой атаки, советские штурмовики подверглись нападению пяти «Мессершмиттов». Наши летчики заметили воздушного врага и решили его перехитрить. Не прекращая атаки основной цели, наши штурмовики приняли боевой порядок с таким расчетом, чтобы огонь одного штурмовика защищал хвост другого, в свою очередь огонь другого защищал хвост третьего и т. д. Благодаря такому маневру и взаимной выручке штурмовая атака была произведена успешно. Попытка «Мессершмиттов» сорвать ее окончилась неудачей.

Выполнив свою основную задачу, штурмовики развернулись и, сохраняя боевой порядок, пошли на свою территорию. Зная места расположения зенитных средств наших наземных войск, советские летчики решили использовать это обстоятельство. Отбивая атаки «Мессершмиттов» и прикрывая друг у друга хвосты, штурмовики подводили «Мессеров» под второй удар – удар наших зениток.

На старшего лейтенанта Мартынова напали три «Ме-109». Тогда старший лейтенант Мусиенко, шедший справа, открыл огонь, мешая противнику вести прицельную стрельбу. Заметив трассу, противник отвернул в сторону. Один «Мессершмитт» перескочил через самолет Маркелова по курсу вперед и попал ему прямо в прицел. Уловив выгодное мгновение, Маркелов пропорол «Мессершмитта» пулеметно-пушечным огнем. «Ме-109» загорелся и упал на землю.

В это время группа штурмовиков находилась уже неподалеку от зенитных батарей наших войск. Зенитчики открыли огонь и сбили одного «Мессершмитта» и отсекли остальных. Последние рассыпались и стали уходить.

Таким образом, зная расположение своей зенитной артиллерии, приняв правильный боевой порядок, искусно маневрируя и прикрывая друг друга, можно на «ИЛ-2» выиграть бой с вражескими истребителями.

В заключение следует заметить, если вражеские истребители навязывают бой, то штурмовики должны принять активную оборону, используя всю свою огневую мощь, прикрывая хвосты друг другу. Вести бой надо на виражах. Вражеские истребителя не смогут безнаказанно атаковать штурмовиков по уязвимым местам, так как эти места будут прикрыты огнем ведущего или ведомого.

Капитан Шкулепов.
Действующая армия.