Вовкогон Иван Петрович

Ефремов Николай Дмитриевич

Греськов Сергей Евменович (автор)

* * *

Принадлежность:

299 шап

Подполковник Н. Греськов 

Штурмовые налеты на аэродромы
// Сталинский сокол 05.06.1942

Летчики нашей части приобрели немалый опыт штурмовых ударов по вражеским аэродромам. На основании этого можно сделать несколько поучительных выводов.

На одном из немецких аэродромов группа наших штурмовиков, сопровождаемая истребителями, за один налет уничтожила, по вполне достоверным данным, свыше 75 вражеских самолетов. Как подготавливалась и проводилась штурмовая атака? Воздушная разведка установила посадку на этом аэродроме большого количества немецких истребителей. В соответствии с данными разведки строился и план операции по разгрому аэродрома. В случае сильного противодействия указывалась дополнительная цель.

Высота полета по маршруту была выбрана в 800—900 м с постепенным снижением до бреющего. Атаковать аэродром намечалось с одного захода с выскакиванием перед целью на 200—250 м. Выход на цель – с южной окраины населенного пуанта, где была возможность использовать для маскировки складки местности, строения, деревья, а при появлении – и солнце.

Порядок прикрытия был следующий, штурмовики взлетают первыми и над аэродромом ожидают истребителей. «МИГ’и» идут по маршруту двумя группами: одна справа, другая – выше. Первая группа за 10—15 км от цели уходит вперед штурмовиков, чтобы помешать взлету вражеских истребителей, и пикированием с высоты 500—600 м указывает «ИЛ’ам» места стоянки самолетов. Вторая группа истребителей участвует в штурмовке, имея главной своей задачей подавление огня ЗА. Вся группа уходит от цели бреющим полетом.

Этот порядок был в основном выдержан полностью. Организованно прошли взлет и сбор группы. Большую часть маршрута самолеты прошли на высоте 800 м, пользуясь некоторой облачностью, а за 15—20 км до цели перешли на бреющий.

На аэродроме было застигнуто около 150 рассредоточенных вражеских самолетов разных типов. Имея такую цель, ведущий командир решил использовать для атаки все огневые средства. Встретив сравнительно слабое сопротивление зенитных средств противника, штурмовики и истребители произвели по 3—4 атаки и уничтожили больше половины находившихся на аэродроме самолетов, не понеся при этом никаких потерь со своей стороны.

Тщательная и продуманная подготовка на земле, точное выполнение намеченного плана и умелое взаимодействие при высоком мастерстве летных экипажей принесли боевой успех.

Повторный вылет был менее удачным. При подходе к цели самолеты отклонились от маршрута и доворот произвели на глазах противника и, таким образом, лишились главного преимущества – внезапности. Противник успел открыть заградительный огонь и поднять своих истребителей.

Но, стремясь до конца выполнить поставленную задачу, наши летчики проявили исключительную самоотверженность. Самолет, пилотируемый сержантом Ефремовым, получил серьезные повреждения. Кроме того, на него «наседали» три «Мессершмитта». Но летчик, искусно маневрируя, сумел оторваться от вражеских истребителей, вышел на запасную цель, где обнаружил до десятка стоявших «Ме-110», атаковал их, уничтожив три машины, и пришел на свой аэродром. С неменьшей отвагой действовали и другие летчики.

Приведенные примеры, безусловно, не дают какой-то общей схемы организации штурмового налета, которой можно было бы руководствоваться при всех случаях. Да такой схемы и быть не может. Каждый вылет имеет свои особенности и рождает новые приемы и методы атак, новую тактику.

Главное условие успешной штурмовой атаки – внезапность. Несколько раз группы наших штурмовиков производили налеты на один из важных аэродромов противника, но полной внезапности, при всей организованности, все же достичь не удавалось. Противник успевал приводить в действие довольно мощные средства ПВО. Так как штурмовики всегда искусно прокладывали маршрут полета, то оповещение в пути исключалось. Удалось установить, что немцы производили свои расчеты по ведущему самолету и, открывая огонь по ведомым, причиняли им иногда повреждения.

Внезапность была достигнута при иных обстоятельствах.

Младший лейтенант Вовкогон повел группу штурмовиков на подавление вражеской артиллерии, мешавшей продвижению пехоты. Тщательные поиски ничего не дали. «ИЛ’ы» не могли обнаружить огневых позиций. Немцы успели перетянуть батареи на новые места и укрыть от наблюдения. Штурмовики взяли курс на запасную цель – аэродром. Но подход к нему на этот раз был не из-за леса, а с открытой местности, где далеко все просматривалось и откуда противник меньше всего ожидал появления наших штурмовиков.

Еще на подходе к цели ведущий, а затем и ведомые летчики заметили над аэродромом большое оживление. Много вражеских машин ходили по кругу, шли на посадку.

«ИЛ’ы» разбились на пары и в таком порядке атаковали аэродром. Младший лейтенант Вовкогон поймал в прицел один «Юнкерс» и сбил его на-лету, а четыре уничтожил за один заход на земле. По другой окраине аэродрома прошла следующая пара «ИЛ’ов». Наши летчики уничтожили несколько машин и подожгли склад боеприпасов.

Истребители, сопровождавшие «ИЛ’ы», сбили над аэродромом появившийся «Ме-109» и надежно прикрывали действия штурмовиков. В этом налете было уничтожено на земле свыше двадцати самолетов.

Как видно из примера, летчикам удалось достигнуть в атаке полной внезапности. Штурмовики пришли на аэродром в наиболее удачное время, когда самолеты противника, производили посадку и зенитные средства оказались в известной мере парализованными: наблюдатели не могли расслышать и опознать приближение наших самолетов, а за открытой местностью следили, видимо, меньше всего.

Как известно, летом значительную часть своих ВВС противник базирует на полевых площадках, всячески маскируя материальную часть. Штурмовка полевых аэродромов имеет свои особенности. Но, несмотря на маскировку, штурмовики с малых высот всегда могут обнаружить укрытую матчасть, противник ее не затягивает в глубь леса, а маскирует по окраинам. В этих случаях огонь следует вести по отельным машинам, главным образом из пулеметно-пушечных установок.

Штурмовикам при атаках вражеского аэродрома нужно быть всегда осмотрительными, нельзя рекомендовать летчикам находиться продолжительное время над целью. Наши летчики хорошо присмотрелись к тактике противника, изучили повадки его истребителей. Зачастую немецкие истребители не «висят» над аэродромом, а поджидают в засаде, взлетают по вызову с других площадок и даже с поля боя.

Штурмовику необходимы свежие данные о характере цели, о расположении ее. Нужно иметь в виду, что малейшее отклонение, а затем доворот на цель в сфере зенитного огня может вызвать излишние потери. Поэтому решающее значение приобретает разведка цели.

Подполковник Н. Греськов.
Северо-Западный фронт.