Ясин Ефим Зиновьевич (автор)

Военинженер 2-го ранга Е. Ясин 

Маскировка аэродромов
// Сталинский сокол 05.06.1942

Летом значительно легче маскировать аэродромы. Для этого можно широко использовать естественные средства.

Основной закон маскировки в любое время года, в том числе и летом, – применять такие способы, которые бы наилучшим образом гармонировали с фоном летного поля и главным образом с окружающей местностью. С земли проверить правильность того или иного приема маскировки трудно. Это можно сделать только с воздуха. Лучше всего качество маскировки контролировать путем визуальных наблюдении с воздуха и аэрофотос'емок, что с успехом могут делать экипажи самолетов, вылетающие на боевые задания. Но в то же время и начальник маскировочной службы БАО обязан периодически подниматься в воздух и лично вскрывать недостатки в маскировке аэродрома и своевременно устранять их.

Некоторые командиры недооценивают роль аэрофотосъемок аэродромов для определения эффективности маскировки и ограничиваются только данными визуальных наблюдений. Поучительный случай произошел недавно в одном авиасоединении, базирующемся на нескольких аэродромах. Руководители маскировки и авиационные командиры, пользуясь только явными визуальных наблюдений, считали, что аэродромы и материальная часть замаскированы безукоризненно. Эта уверенность подкреплялась еще и тем, что противник ни разу не налетал на их аэродромы.

Но на-днях на один из аэродромов соединения заставили приземлиться вражеский самолет, производивший разведку. Проявив обнаруженную у немецких летчиков пленку, командиры увидели, что самолетов и автоспецмашин замаскированы небрежно. Это давало возможность противнику вскрыть местонахождение аэродрома.

Проверять с воздуха качество маскировки нужно в те часы, когда падающие тени наиболее отчетливо характеризуют об'екты, т. е. за 3—4 часа до захода солнца или через несколько часов после восхода его.

Наряду с действующими аэродромами у нас имеется большое количество подготовленных для базирования авиации оперативных площадок для облегчения аэродромного маневра. На этих площадках маскировочные мероприятия следует осуществлять таким образом, чтобы прибытие самолетов и базирование их не вносило существенных изменений в общий вид площадок. Например, дерево-земляные и другие укрытия для самолетов необходимо маскировать так, как это было бы сделано при наличии самолетов в них. Если аэродром расположен на открытой местности и замаскировать дерево-земляные укрытия даже искусственными средствами невозможно, необходимо подготовить их так, чтобы после размещения самолетов создавалось впечатление об отсутствии материальной части. Для этого маскировочную сеть над самолетами, установленными в укрытии, надо натягивать так, чтобы она провисала. Края сети или покрытия прикрепляются к концам стоек, которые устанавливаются на 1,5—2,0 м выше самой высокой точки самолета. Средней части сети или покрытия дают возможность опуститься до соприкосновения с машиной. При таком значительном провисания летнего покрытия или маскировочной сети образуется провал, чем и создается впечатление о пустоте укрытия.

Укрытия для самолетов, расположенных в лесу, необходимо тщательно маскировать как в процессе устройства их, так и после.

При тщательной разведке и выслеживании противник может рано или поздно установить наличие на данном аэродроме самолетов по целому ряду признаков: вылет на выполнение заданий, возвращение на аэродром, патрулирование над аэродромом и т. д. Поэтому необходимо при вылете на выполнение боевых заданий идти на бреющем полете до ближайшего ложного аэродрома, над ним набрать высоту и лечь на курс. При возвращении с боевого задания снижение следует производить над ложным аэродромом, а затем бреющим полетом итти на действительную базу.

Патрулирующие истребители также должны летать в зоне ближайших ложных аэродромов. Нельзя допускать тренировочных полетов над боевым аэродромом. Встречу истребителей с бомбардировщиками следует осуществлять или над ложными аэродромами, или в стороне от действительных аэродромов, на значительном расстоянии от них.

Некоторые аэродромы, на которых ныне базируется наша авиация, были в свое время заняты противником. Их маскировка в первую очередь должна заключаться в том, чтобы изменить места стоянок самолетов. Машины надо располагать в таких местах, где противник меньше всего может этого ожидать. Бомбо — и бензохранилища также следует устраивать в новых местах.

Если вновь выбранные стоянки тщательно замаскированы и находятся на достаточном удалении от старых, можно иногда на последних устанавливать макеты самолетов. Целесообразно также иной раз имитировать бомбо — и бензохранилища в местах, хорошо известных противнику.

На всех аэродромах, известных и неизвестных противнику, необходимо стремиться к тому, чтобы у бомбо — и бензохранилищ не скапливался автотранспорт – верный демаскирующий признак. Для этого подвоз бомб и заливка емкостей должны производиться в темное время суток. Заправлять автомашины горючим следует на их замаскированных стоянках, используя для этого специальный бензозаправщик.

Если наша авиация оставляет аэродром в связи с частыми налетами противника, то его следует оборудовать под ложное летное поле. И наоборот, некоторые ложные аэродромы можно эксплоатировать для боевой работы. Если противник обнаружил, что аэродром ложный, то целесообразно на него перебазировать авиацию с действительной базы, подвергающейся налетам, а на ней создать ложную. Такой прием даст возможность отвлечь внимание неприятеля, заставит его действовать впустую. Частое и быстрое маневрирование действительными и ложными аэродромами может принести огромную, неоценимую пользу нашей авиации.

Ложные аэродромы с каждым днем занимают все более и более почетное место в системе маскировки. Противник все чаще, принимая ложные аэродромы за действительные, обрушивает на них свои бомбовые удары.

Чем больше создается ложных аэродромов на наиболее важных направлениях и чем правильнее организовано обслуживание их, тем эффективнее может работать наша авиация и тем больше изматывается авиация противника.

Военинженер 2-го ранга Е. Ясин.