Герои публикации:

Андреев

Галышко

Демидов

Дьячко

Журавлев

Малеванный

Назаров

Ткаченко

Юрков

Ежков В. (автор)

Капитан В. Ежков 

Первые боевые вылеты
// Сталинский сокол 05.06.1942

Молодой летчик прибыл на фронт в действующую авиационную часть. У него за плечами – учеба в школе, много самостоятельных вылетов. Теперь ему предстоит впервые вылететь на выполнение боевого задания. Летчик волнуется. На какой высоте лучше всего пересечь линию фронта? Как отыскать цель? Как лучше уйти из-под зенитного обстрела?

Плохо, если командир части «оптом» ответит на все эти вопросы и поспешит выпустить летчика на задание. Ничего, кроме вреда, спешка принести не может. Опыт показал, что молодой летчик должен сначала «обжиться» в части и одновременно получить в ней соответствующую подготовку. Сколько времени может отнять эта подготовка? В нашей части она занимает в среднем 5 дней, или 8—10 летных часов (остальное время используется для теоретических занятий в классах). Поскольку мы действуем ночью, естественно, и прибывающие летчики получают ночную тренировку. Следует отметать, что проходят ее все без исключения молодые пилоты, независимо от стажа их летной работы.

Программа летной подготовки состоит из полетов по кругу (при этом особое внимание обращается на умение посадить самолет при минимальном освещении летного поля), тренировки в зоне (отработка техники самолетовождения по приборам) и полетов по замкнутому треугольнику (приобретшие штурманских навыков).

Во время первых полетов большинство летчиков совершает обычно один и те же ошибки, характерные для всех начинающих летать ночью. При разбеге они не выдерживают правильного направления взлета и уклоняются в сторону. Когда самолет идет на посадку, молодой летчик приземляет машину с большим «промахом» или «недомазом». Об’ясняется это неумением пилота точно рассчитать заход на посадку при скудном освещении посадочной полосы. Находясь в зоне, экипаж старается «зацепиться» за какой-либо наземный ориентир и недостаточно внимательно следит за приборами. В результате он допускает слишком резкие витражи с большим креном. В маршрутном полете летчик обычно слабо ориентируется по местности.

Многое ошибки можно легко предупредить, если тренировка в воздухе будет тесно увязана с теоретическими занятиями на земле. Так, например, накануне полетов по треугольнику мы знакомим экипажи по картам крупного масштаба с районом их полета. Летчики и штурманы запоминают все характерные ориентиры, знакомятся со схемой действия приводных маяков, обозначают на своих картах запасные посадочные площадки. По такому же принципу, правда, еще более детально, изучается район боевых действий.

Наряду с этим наши опытные летчики рассказывают молодым пилотам об особенностях боевой работы, о тактике врага, приемах бомбометания и т. д. Тут, однако, важно не перегнуть палку. Иногда встречаются летчики, которые увлекаются описанием различных «случаев в воздухе» и раздувают трудности, с которыми связан боевой вылет. Такие «рассказчики» могут только дезориентировать молодого пилота. Беседы с молодежью должны показывать ей, что умелый, находчивый летчик может преодолеть любые трудности. Для этого необходимо лишь непрерывно совершенствовать свое мастерство и обогащать личный опыт.

Только после соответствующей подготовке на земле и в воздухе мы выпускаем молодого пилота на боевое задание. Но перед самостоятельным вылетом он совершает еще 2—3 полета с боевыми командирами. Так, когда летчики Юрков и Андреев отправились в первый боевой полет, с ними вылетели опытные штурманы Галышко и Назаров. Экипажам была поставлена задача бомбардировать скопление живой силы и автотранспорта врага. Цель была прикрыта зенитными пулеметами и мелкокалиберными зенитками. Несмотря на противодействие противника, экипажи выполнила задание. В ту же ночь Юрков и Андреев сделали еще по одному боевому вылету.

Утром весь летный состав присутствовал на разборе ночных полетов. Летчики рассказали об обстановке, в какой им приходилось выполнять задание. На следующую ночь они уже самостоятельно направилась в район цели. Юрков полетел с Ткаченко, а Андреев – с Демидовым. В эту ночь получила «боевое крещение» еще одна груша молодых пилотов и штурманов. Во время разбора полетов пришло сообщение от командования наземных войск, что меткими попаданиями авиабомб уничтожено несколько фашистских блиндажей. Это еще более воодушевило летный состав. На третью ночь летчики сделали уже 15 самолето-вылетов.

Несколько слов о разборах. Опыт показал, что при умелой их организации и проведении разборы имеют огромное воспитательное значение.

Многое из молодых пилотов сделали по нескольку боевых вылетов. Значит ли это, что они уже больше не нуждаются в повседневной учебе, в дальнейшей тренировке? Конечно, нет. В этом нас лишний раз убедил случай, который произошел несколько дней назад. Три молодых штурмана – Малеванный, Дьячко и Журавлев – после выполнения задания посадили свои самолеты на площадки поблизости от аэродрома. При выяснении обстоятельств вынужденных посадок, было установлено, что самолеты возвращались на аэродром при сильном боковом ветре. Однако штурманы не взяли поправки на ветер и отклонились от курса. Восстановить ориентировку они не смогли, так как не изучили в достаточной степени лежащей под ними местности.

Если бы Малеванный, Дьячко и Журавлев более тщательно подготовились к вылету, они, безусловно, без всяких происшествий вернулись бы на свой аэродром.

Сейчас все молодые пилоты продолжают теоретические занятия по программе, утвержденной командованием части. Одновременно они ведут боевую работу.

Капитан В. Ежков.