Щербина

Юмин Леонид Михайлович (автор)

Майор Л. Юмин 

Связь – основа разведки
// Сталинский сокол 12.06.1942

Все сведения о противнике, добытые воздушный разведчиком, имеют ценность только в том случае, если они своевременно доставлены командованию. Опыт показывает, что противник, зафиксировав пролет советского разведчика, старается как можно быстрее перестроить свои боевые порядки.

Особая оперативность в передаче сведений требуется при разведке вражеских аэродромов. Фашисты стараются вывести материальную часть из-под возможного удара, всячески маскируют ее, приводят в боевую готовность средства ПВО.

Основным средством связи самолета-разведчика со своим штабом является радио. Умелое использование бортовой радиостанции дает возможность систематически информировать командование о передвижениях войск противника, транспортных перевозках и т. д.

Однажды, находясь за линией фронта экипаж одного нашего разведывательного самолета сообщил то радио о передвижении мотомехколонны противника, представлявшей собою прекрасную цель для штурмовиков. Но отыскать эту цель было для летчиков-штурмовиков нелегким делом, так как колонна находилась в движении. Тогда командование приняло решение придать штурмующей группе в качестве лидера самолет-разведчик. Экипаж отлично справился с возложенной на него задачей. Воздушные разведчики вывели штурмовиков в район цели и бомбометанием указали остальным летчикам об’ект атаки. Во время штурмовки разведывательный экипаж не прерывал связи с командованием, сообщая ему, как идет выполнение задания. Одновременно летчики вели наблюдение за результатами атаки и производили аэрофотос’емку. После этого лидер привел всю группу на аэродром.

К сожалению, экипаж разведчика не имел связи с ведомыми самолетами, что значительно облегчило бы управление ими. В последующие вылеты этот пробел был восполнен и все самолеты имели двустороннюю радиосвязь с лидирующей машиной.

Вот другой пример исключительно четкой оперативной работы разведчиков, грамотно использовавших средства связи. Экипажу старшего лейтенанта Щербины поручили произвести разведку одного вражеского аэродрома. Наши летчики появились на аэродроме в то время, когда него садились немецкие самолеты. Об этом немедленно же было сообщено по радио в штаб. Через несколько минут здесь уже появились советские бомбардировщики, которые внезапно атаковал стоявшие на земле фашистские самолеты.

Чему учит этот опыт? Иногда, радио у нас используется для того, чтобы выяснить, как протекает полет, в каком состояния находится материальная часть, и т. д. Между тем штаб больше всего интересуют вопросы оперативно-тактического порядка. Именно эти вопросы и стояли в центре внимания экипажа летчика Щербины, отлично выполнившего задание по разведке немецкого аэродрома.

По такому принципу должна быть построена связь со всеми без исключения разведывательными самолетами. В этих случаях стрелки-радисты должны работать по особому порядку, предусмотренному специальным графиком. С аэродромом вылета они держат связь по телеграфу, а со штабом – по радиотелефону. Такой способ полностью себя оправдал.

Само собой разумеется, что в разведывательные полеты нужно выделять наиболее подготовленных и тренированных стрелков-радистов.

Подготовкой таких радистов нужно заниматься повседневно, используя для учебы каждый вылет, независимо от его характера, в том числе, и тренировочные полеты в зоне своего аэродрома. Большое значение имеет тренировка стрелков-радистов на земле.

Майор Л. Юмин.
Северо-Западный фронт.