Герои публикации:

Леднев М. (автор)

Старший лейтенант М. Леднев 

Как маскируется враг
// Сталинский сокол 12.06.1942

То, что видит теперь разведчик в тылу противника, совсем не похоже на прошлогодние картины. На дорогах не видно больше сплошных колонн, растянувшихся на десятки километров. Нет такого оживления и в населенных пунктах. Врат действует скрытно, с большой осторожностью. К этому его вынудили постоянные налеты нашей авиации. Маскируясь, противник старается скрыть свои замыслы, запутать воздушных наблюдателей.

Недавно наш самолет пролетал над когда-то оживленной магистралью. На первый взгляд экипаж не заметил ничего подозрительного. Но дороге на большом расстоянии друг от друга двигались группы в три-пять машин. Такими же группами шли машины и по проселочным дорогам. Разгадать замысел противника помогла незначительная деталь: автомашины двигались в одном направлении. К вечеру заметили, что колонна сосредоточивается в одном месте. Так, тщательно наблюдая, мы обнаружили переброску крупной части противника.

После не один раз приходилось наблюдать подобную маскировку противника при передвижении колонн. Чтобы сохранить технику и живую силу от ударов с воздуха, враг не допускает скоплений на дорогах, а рассредоточивает транспорт на солидные дистанции. С наступлением темноты колонны подтягиваются. Дело разведчика – навести на такую цель свои бомбардировщики.

Для стоянок колони, как автомобильных, так и пехотных, противник сейчас меньше использует населенные пункты. Чаще всего немцы располагаются в лесу, вблизи от дорог. Автомашины и другие технические средства они ставят ближе к дороге, иногда даже по обочинам, и маскируют их под общий вид местности подручными материалами. Пехота же втягиваетсяся в глубь леса. Здесь ее бывает трудно заметить, лес укрывает надежно, но выдать укрывшиеся войска может даже слабый дым от костров. Однако по одному этому признаку не всегда можно обнаружить замаскировавшуюся колонну. Тогда могут притти на помощь другие признаки.

Однажды разведчику удалось выявить накапливание вражеской пехоты в непосредственной близости от переднего края, причем выдали ее дороги. Как бы хитро враг ни маскировался, опытный, наметанный глаз разведчика всегда заметит и отличит свежие, недавно накатанные дороги от старых. Так было и на этот раз. К опушкам леса с разных направлений не только по грунтовым дорогам, а прямо полями шли следы многих машин. Продолжав вести наблюдение, экипаж обнаружил и группы скрытых и замаскированных машин. Так был своевременно разгадан замысел противника, собиравшегося нанести внезапный удар нашим войскам.

Значительную часть военно-воздушных сил немцы перебрасывают сейчас на полевые аэродромы и площадки. Здесь материальная часть тщательно маскируется под фон окружающей местности. В этих случаях вести визуальное наблюдение лучше всего не прямо по вертикали, а со стороны, когда видна главным образом не сама машина, а ее тень. Самолеты на полевых площадках противник очень редко втягивает в глубину леса; как правило, он укрывает их на опушках. По дорогам и путям подхода можно иногда безошибочно определить, принадлежит ли аэродром к числу действующих. Противник всячески оберегает свои аэродромы от ночных ударов нашей авиации и, стараясь запутать летчиков, включает сигналы далеко в стороне.

Обмануть и сбить с толку разведчика стираются немцы и при маскировке переправ через водные препятствия. Сейчас немцы не решаются пользоваться ими днем и создают видимость разрушенной, по действующей переправы. Именно одну из таких переправ на понтонах обнаружил наш экипаж. Центральные пролеты были в беспорядке разведены, по сторонам не видно ни одной машины. Но пути подхода ясно говорили, что эта переправа действует, повидимому, по ночам. Это предположение подтвердилось.

Летом противник маскируется очень тщательно. Разгадывать его замыслы, бдительно следить за всеми действиями – задача воздушных разведчиков.

Старший лейтенант М. Леднев.
Северо-Западный фронт.