Трегуб Александр Григорьевич (автор)

Капитан А. Трегуб 

Прикрытие наземных войск
// Сталинский сокол 12.06.1942

Наши наземные войска вели наступательную операцию. Для надежного прикрытия их с воздуха управление истребительной авиацией было сконцентрировано на одном командном пункте.

В этой операции было широко применено управление истребителями по радио. Для этого в стрелковые части были командированы представители авиационного штаба, которые, имея у себя радиостанции и наблюдая с земли ход воздушного боя, корректировали его. Иногда летчик или группа не замечает надвигающейся на них опасности. В этом случае наземный наблюдатель, располагающий радио-станцией, играет особенно важную роль. Он своевременно предупреждает летчика, который принимает меры к отражению атаки,

В практике проведенной операции радио было использовало еще шире. С земли не только корректировали собственно воздушный бой, но и информировали летчиков о воздушной и наземной обстановке, нацеливали их на наиболее важные в данный момент для пехоты об'екты (при штурмовых действиях) в соответствии с поступающими разведданными.

Прикрытие наземных войск осуществлялось главным образом патрулированием в воздухе одной или двух групп по 6—8 самолетов в каждой и дежурством на земле.

Не имея возможности сдержать натиск наших наземных войск, враг бросил на этот участок значительное количество бомбардировщиков и истребителей. Однако, несмотря на это, ему редко удавалось безнаказанно бомбардировать прикрываемые нами войска.

Активные действия наших истребителей заставили противника действовать под прикрытием истребителей. Можно рассказать о нескольких характерных встречах в воздухе.

Однажды к расположению наших войск на высоте 1200 м приближались 15 «Ю-87» в сопровождении «Ме-109». Патрулировавшие в этом районе «И-16», разделившись на две группы, атаковали одновременно бомбардировщиков и истребителей противника. В этом бою в результате смелых атак сбиты 3 «Ме-109» и 3 «Ю-87». Кроме этого, бомбардировщики противника вынуждены были сбросить бомбы неприцельно, не причинив существенного вреда нашим войскам. У нас потерь не было.

Через некоторое время еще более сильная группа немецких самолетов пыталась совершить налет на наши войска. На высоте 1500 м появились 11 «Ю-88» под прикрытием 4 «Хе-113». В это же время в соседний пункт пришли 3 «Ю-88», а затем через 3–5 минут с другого направления подошли еще 3 «Ю-88» и до 6 «Хе-113». Выше этих групп на высоте 1700 м патрулировали 6 «Ме-109». Нашими прикрывающими истребителями эти группы были рассеяны, причем противник потерял 1 «Юнкерс» и 1 «Хейнкель». Большинство бомб было сброшено в болото.

Укажем еще на один крупный воздушный бой. Утром патруль, состоявший из 7 «И-16», заметил на высоте 2.000 метров 5 «Хе-111». пытавшихся бомбить боевые порядки наших войск. Истребители атаковали вражеские самолеты и отогнали их. В это время патруль был атакован сверху сзади, со стороны солнца двумя «Хе-113», на помощь которым пришли еще 3 «Хе-113». Завязался воздушный бой. В результате были сбиты 2 «Хейнкеля». В разгар схватки, происходившей над линией фронта, появилась еще одна группа бомбардировщиков противника в составе 9 «Ю-88». Расчет у немцев был простой: они надеялись на то, что их истребители, связав наш патруль боем, дадут им возможность безнаказанно бомбардировать наши войска. Однако расчеты врага не оправдались. 9 «Ю-88» были атакованы вторым патрулем из 6 истребителей, своевременно предупрежденным по радио о приближении немецких бомбардировщиков. В коротком бою были сбиты 4 «Юнкерса».

Эти примеры показывают, что противник стремится сковать наши потребители боем, чтобы этим освободить поле действий для своих бомбардировщиков. Яркой характерный прием – налеты мелками группами бомбардировщиков, эшелонированно по времени, одновременно в нескольких мостах, для того чтобы распылить усилия наших патрулей и бить их по частям.

Такой тактике противника мы противопоставили четкое взаимодействие воздушных патрулей, которые были связаны между собой в воздухе по радио. График прикрытия строился с таким расчетом, чтобы к моменту возвращения одной группы вторая была уже на месте.

Однако совершенно очевидно, что устанавливать непрерывное патрулирование в воздухе не экономично. Тщательно научив обстановку с воздухе, тактику и повадки противника, мы в нужный момент на определенном участке создавали превосходство своих истребителей, а когда обстановка позволяла, ограничивались дежурством летчиков на земле. Это было возможно лишь при безотказно действующей радиосвязи и разветвленной сети станций наведения.

Широко и эффективно применялись коллективные атаки, особенно в лоб. Бои старались вести на виражах, внимательно следя друг за другом и своевременно приходя на помощь. Огонь, как правило, вели с коротких дистанций, прицельно. Выходили из боя, становясь в круг и оттягивая противника на свою сторону. Чтобы обезопасить себя от атак со стороны солнца, патрулировавшие самолеты строили так называемый «треугольник». Благодаря этому самолеты воздушного патруля никогда не были обращены хвостом к солнцу: оно всегда находилось по отношению к самолетам под углом 90° и 60°.

Все эти мероприятия и, главным образом, широкое внедрение радиосвязи, тактически правильное ее использование дали нам возможность успешно прикрывать свои войска во время операции.

Капитан А. Трегуб.