Барышев

Богославский Михаил Александрович

Болдуев Павел Корнеевич

Буренко

Корольков Сергей Иванович

Кузнецов

Львагин

Мальцев Алексей Михайлович

Пишкан Иван Аникеевич

Прошляков Владимир Александрович

Смирнов

Степанищев Михаил Тихонович

Твеленев Михаил Степанович

Чижов

Якименко Николай Алексеевич

Бару Илья Витальевич (автор)

* * *

Принадлежность:

211 шап; 792 иап

Лейтенант И. Бару 

Разгром вражеского аэродрома
// Сталинский сокол 26.06.1942

Недавно истребители и штурмовики одной нашей части совершили успешный налет на крупный вражеский аэродром. Операция была тщательно подготовлена и проработана на земле.

По замыслу командования первыми по цели должны были ударить «ЛАГГ'и»; «ИЛ’ы» получили задачу подойти к цели на минимальной высоте в правом пеленге. Сигналом в атаке должен был послужить огонь истребителей. Большой группе самолетов «ЯК-1» было приказано ходить на высоте в два яруса и прикрывать действия самолетов «ИЛ» и «ЛАГГ». Кроме того, специально выделили несколько истребителей для подавления зенитных точек.

Семерку «ЛАГГ’ов», которой предстояло первой нанести удар по вражескому аэродрому, вел испытанный воздушный боец старший лейтенант орденоносец Чижов. Вместе с ним летели старший лейтенант Пешкан, лейтенант Буренко, лейтенант Богуславский, младший лейтенант Твеленев, старший лейтенант Корольков и лейтенант Болдуев. Группу штурмовиков в составе лейтенанта Мальцева, лейтенанта Якименко, младшего лейтенанта Степанищева, лейтенанта Пришлякова, младшего лейтенанта Смирнова, младшего лейтенанта Львагина и лейтенанта Барышева вел командир эскадрильи капитан Кузнецов.

В 19 часов 30 минут советские самолеты поднялись в воздух и легли на курс. Впереди на высоте 400—500 метров летела пятерка «ЛАГГ’ов», за ней с небольшим разрывом еще пара; левее «ЛАГГ'ов» на удалении 600—700 метров в строю пеленга звеньев шли «ИЛ’ы».

«ЯК’и» шли на высоте 1000—1500 метров парами и звеньями. Первыми заметили вражеский аэродром летчики на «ЛАГГ’ах». На аэродроме в два ряда плотно друг к другу стояло до 80 самолетов «Ме-109», «Хе-113» и «Ме-110», большое количество автомашин и бензоцистерн. Возле машин суетились люда, очевидно, летчики и техники.

Заметив наших истребителей, немцы открыли интенсивный огонь из зенитных орудий и пулеметов. Невзирая на это, советские летчики по сигналу ведущего перешли в пикирование и первыми же снарядами зажгли несколько самолетов. Пятерка «Мессершмиттов», стоявших на взлетной полосе, попыталась выйти из-под удара. Дав газ, немецкие летчики поочередно пошли на взлет. Наши истребители Чижов, Пешкан и Буренко немедленно их атаковали. Первый «Ме-109ф» успел оторваться от земли и начал разворачиваться с набором высоты, но был тут же сбит Чижовым и упал на краю аэродрома. Четыре других «Мессершмитта» также были сбиты и врезались в землю.

В этот момент «ИЛ’ы» подошли к аэродрому, сделали горку и, набрав высоту 40—50 метров, начали атаку. Запылало еще четыре «Мессершмитта».

Появление штурмовиков было для немцев совершенно неожиданным. На аэродроме поднялась паника. Разбегались люди, горели самолеты, взрывались бензоцистерны. Немецкие летчики, взлетавшие сначала по-одному, теперь, очевидно, совсем потеряли голову и начали подниматься в воздух по нескольку самолетов сразу. Но наши «ЛАГГ’и» зорко следили за врагом и немедленно уничтожали его на разбеге и на взлете. Один «Ме-109ф» все же сумел взлететь и, даже не успев убрать шассе, попытается с хода подстроиться в хвост «ИЛ’у». Заметав это, старший лейтенант Чижов атаковал «Мессершмитт» двумя выстрелами из пушки вогнал его в землю.

«ИЛ'ы», использовав часть боекомплектов, но сохранив полностью солидный бомбовый груз, пошли на второй заход. Теперь на вражеские самолеты посыпались стокилограммовые бомбы. До свидетельству наших истребителей, атака «ИЛ’ов» была весьма аффективной. Прямым попаданием бомб было взорвало и загорелось бензохранилище, подожжено несколько вражеских самолетов. Немецкие огневые точки почти перестали противодействовать. С соседнего аэродрома была вызвана груша «Мессершмиттов», но их отогнали наши истребители.

«ИЛ’ы» и «ЛАГГ’и» оставались над территорией аэродрома до тех пор, пока полностью не израсходовали боеприпасы.

Всего в результате штурмовой атаки наши летчики уничтожили и вывели из строя около 30 вражеских самолетов. Кроме того, наши истребители во главе со старшим лейтенантом Чижовым сбили на взлете не менее 12 «Ме-109ф». Помимо самолетов, летчики уничтожило 15 автомашин, 5 бензоцистерн, взорвали бензохранилище, подавили огонь нескольких зенитных точек. В течение нескольких минут немцы лишились не менее 20—25 летчиков, сбитых на взлете и уничтоженных пушечно-пулеметным огнем на аэродроме.

Вся операция была отлично разработана и образцово выполнена. Наши истребители и штурмовики проявили исключительное мужество и летное мастерство. На цель было совершено от двух до шести заходов. Особенно отличилась семерка лейтенанта Чижова.

Лейтенант И. Бару.