Антоненко Алексей Касьянович

Бринько Петр Антонович

Корчига Дмитрий Тимофеевич

Малышев

Сербин Иван Иванович

Майор В. Рождественский 

«И-16» в бою
// Сталинский сокол 26.06.1942

Тактика воздушного боя, применяемая истребителями противника в настоящей войне, не нова.

Остановимся на некоторых вопросах тактики фашистских истребителей, летающих на «Ме-109».

«Мессершмитты» атакуют «И-16» чаще всего сзади сверху, снизу или прямо в хвост. Предпринимают они й комбинированные атаки двумя группами, одновременно сверху и снизу.

В начале войны произошло несколько воздушных боев на виражах, но так как самолет «И-16» маневреннее по горизонтали, то немцы, понеся большие потери, стали избегать таких боев. Сейчас при встрече с самолетами «И-16» они вступают в бой на виражах лишь вынужденно при наличии облачности, ограничивающей маневр по вертикали. При этих условиях враг несет потери. Стоит отметить поединок батальонного комиссара Сербина с вражеским истребителем при облачности 200 метров, кончившийся уничтожением «Мессершмитта».

Выходят немцы из атаки боевым разворотом вверх, затем уходят вниз с переходом на бреющий полет. Последним способом враг пользуется главным образом, попав в трудное положение, т. е. когда наши самолеты имеют преимущество в высоте. Тогда он за счет своей скорости старается уйти на бреющем полете и больше в бой не ввязывается.

Фашисты практикуют также выход из атаки с переворотом. Наши летчики провели ряд боев, во время которых немец, попав в кольцо наших самолетов, прибегал к перевороту.

Воздушный бой пилоты «Ме-109» часто строят по стандарту. 4 «Ме-109» атакуют попарно. Первая пара идет в атаку, вторая находится на высоте, наблюдая за ходом боя. Если атакующие попадают в трудное положение, то вторая пара также идет в атаку.

Когда имеются две четверки, они действуют по той же схеме: одна четверка ходит вверху, а другая по парам атакует. Обычно немцы ходят левым кругом. Часто при уничтожении одного самолета вся группа выходит ив боя. Летая выше «И-16», немецкие истребители высматривают оторвавшиеся и отставшие самолеты и атакуют их.

Они прибегают в воздушных боях к различным маневрам. Звено «И -16» несло охрану об’екта. Ведущий Корчига заметил на одной высоте в стороне звено «Ме-109». Как, следует не оглядевшись й не оценив правильно воздушную обстановку, летчики погнались за этим звеном. А в это время наверху ходили еще 6 «Ме-109». Летчик Малышев был неожиданно атакован парой «Ме-109» сверху. Самолет загорелся, летчик выбросился на парашюте. Машина, командира звена Корчиги получила много пробоин от атаковавших сверху вражеских самолетов.

Для заманивания на высоту самолетов «И-16» истребители противника составляют незамкнутый круг и идут восходящей спиралью. При этом у последнего самолета хвост не защищен. Наши самолеты, набирая высоту вслед за ними, растягиваются и в это время могут подвергнуться нападению.

Поведение и действия наших истребителей в воздушных боях зависят от характера выполняемой задачи. Например, патрулирование мы обычно ведем на высоте до 2000 метров. При появления вражеских истребителей (если они не ведут активных действий) продолжаем патрулировать в том же районе, лишь усиливая наблюдение за действиями противника, известно, что перед бомбометанием противник часто выпускает группу истребителей для отвлечения наших патрулей.

Над важным об'ектом необходимо барражировать эшелонированно по высотам. На больших высотах – держать скоростных истребителей.

При атаке «Мессершмиттами» нашей барражирующей группы вошло в практику взаимное прикрытие хвостов самолетов в кольце. При атаке любого нашего самолета сзади идущий летчик выходит из круга и атакует нападающего врага. Следующий наш самолет в свою очередь прикрывает хвост атакующего самолета. После атаки все машины опять становятся в круг.

Часто истребители противника идут так: 2–3 самолета внизу и 4 сверху. При удобном положении половина нашей группы идет в атаку на нижние «Ме-109», вторая часть группы охраняет. Таким способом за один воздушный бой было сбиты два «Ме-109».

В воздушном бою огонь с близких дистанций – основа успеха. Именно таким образом сбили по одному вражескому бомбардировщику «Ю-88» Герои Советского Союза Бринько и Антоненко.

При встрече звена «И-16» с вражеским бомбардировщиком на попутных курсах может быть много различных способов атак. Мы считаем, что наиболее эффективна атака двумя самолетами справа и одним – слева. Практика показывает, что при такой тактике в большинстве случаев самолет сбивали с одной атаки.

Если же истребители встретят группу бомбардировщиков, то первая задача – расстроить боевой порядок. Когда самолеты противника начинают рассредоточиваться, истребители выбирают себе цель и атакуют ее, желательно парой, одновременно с левой стороны, сверху или по горизонту. Пулеметный огонь надо открывать со 150 метров, так как на таких дистанциях пробивается броня вражеского самолета. В первую очередь следует убивать стрелка, а затем бить по моторам.

Таковы некоторые выводы из нашего опыта воздушных боев, проведенных на самолете «И-16».

Майор В. Рождественский.