Герои публикации:

Кудрявцев

Штурман эскадрильи капитан П. Кудрявцев 

Бомбометание по переправам
// Сталинский сокол 26.06.1942

Многим молодым штурманам, впервые попавшим на фронт, бомбометание но переправам кажется очень сложным делом, требующим большого боевого опыта. Слов нет, опыт и сноровка тут нужны, как и при атаке других целей, но основной залог успеха – тщательная подготовка к полету и сработанность экипажа. Последнее условие особенно важно. Ведь переправа представляет собой узкую цель, иногда хорошо защищенную зенитным огнем. Естественно, что в таких условиях летчик должен понимать штурмана с полуслова и маневрировать с большой осторожностью.

При проработке задания на земле штурман отмечает переправу на картах двух масштабов – пятикилометровке и километровке. По пятикилометровке он ориентируется на маршруте, а километровка нужна для уточнения цели. Маршрут нужно прокладывать с таким расчетом, чтобы большую часть пути лететь над своей территорией и выйти на цель со стороны солнца. Оба эти условия способствуют внезапности налета. Иногда, впрочем, вторым условием приходится пренебрегать. Так было, например, несколько дней назад, когда два наших экипажа на «Пе-2» бомбили вражескую переправу. У меня было большое искушение зайти со стороны солнца, но в этом случае нам после бомбометания пришлось бы делать разворот над городом, сильно насыщенным зенитками. Поэтому я зашел на цель с другой стороны.

Заходить прямо на солнце не следует ни при каких обстоятельствах, ибо это сильно отражается на точности бомбометания. Вообще во всех случаях нужно сообразоваться с обстоятельствами. Например, переправу удобнее всего бомбить в плоскости ветра. Но этим можно иногда пренебречь, так как, поправку на ветер рассчитать нетрудно. Гораздо более существенное значение имеет расположение переправы. Лучше всего, конечно, бомбить переправу, заходя наискосок. Это гарантирует поражение цели.

Бомбометание по деревянным и понтонным переправам удобнее всего производить звеном в строю клин. Строй должен быть максимально плотным: интервал между самолетами – 30 метров, дистанция – 20 метров. Такой строй дает возможность делать повороты при подходе к цели без риска отставания ведомых.

Бомбометание по переправе производится только серийно. Бомбы подбираются в зависимости от типа переправы. Для понтонных и деревянных переправ вполне достаточно 100-килограммовых фугасных бомб.

На маршруте штурман определяет ветер и, не доходя до цели 15—20 км, ставит на прицеле окончательный угол прицеливания. При этом штурман ведущего корабля должен учитывать запаздывание ведомых и ставить угол прицеливания с плюсовой поправкой 1,5°–2°. Особенное внимание необходимо уделять боковой наводке. При подходе к переправе самолет должен идти установленным режимом, а за 10° до рассчитанного угла прицеливания летчик прекращает всякие довороты, иначе машина «разболтается» и бомбы упадут с виража.

Результат бомбометания по переправе желательно сфотографировать, если позволит обстановка. Аппарат следует ставить на отрицательный угол до 10°. Снимок получится с небольшой перспективой, но зато будет гарантия, что переправа попадет в кадр. Фотос’емку целесообразнее производить на ведомом самолете. Включать аппарат надо с момента выхода на боевой курс и выключать после разворота от цели.

Штурман эскадрильи капитан П. Кудрявцев.
Харьковское направление.