Галушкин Павел Кузьмич

Дикарев Алексей Дмитриевич

Мишин Иван Александрович

Черный Николай Александрович

Шевченко Дмитрий Васильевич

Васюков А. (автор)

* * *

Принадлежность:

72 орап

Капитан А. Васюков 

Встреча разведчика с противником
// Сталинский сокол 26.06.1942

Как известно, самолет-разведчик в бой с истребителями противника обычно не вступает. Но если враг навязывает его и нет возможности уйти в облака, то разведчик обязан принять бой, отражая атаки, пробиться на свою территорию и во что бы то ни стало доставить необходимые сведения командованию. В нашей практике выработался метод маневрирования в воздушном бою. Разведчик резко снижается или набирает высоту на 50-100 метров с доворотом самолета на 15-20 градусов по курсу. Этим маневром летчик дает возможность стрелку-радисту или штурману вести огонь и мешает ведению прицельного огня вражескими истребителями. При атаках противника с пикирования или с набором высоты сзади разведчик делает небольшой доворот по курсу в одну и в другую сторону. Приведем несколько примеров воздушных боев, проведенных разведчиками.

Наш самолет был атакован над одним из вражеских аэродромов двумя «Ме-109ф» и одним «Ме-109». С первой атаки два «Ме-109ф» зашли с боков сверху на большой скорости. Прицельный огонь штурмана старшего лейтенанта Шевченко решал исход первой атаки. Один «Ме-109ф», резко пикируя, пошел к земле, оставляя за собой дымный след. На помощь оставшемуся «Ме-109ф» поспешил «Ме-109». Летчик старший лейтенант Дикаров сдалал такой маневр, который дал возможность штурману и стрелку-радисту вести огонь по истребителям и не подпустить их на близкое расстояние. Так, сочетая маневр с огнем, после 15-минутного боя наш разведчик вышел победителем. Немцы, расстреляв боеприпасы с дальнего расстояния, ушли на свою территорию.

На-днях один наш самолет возвращался с разведки, и летчик решил по дороге просмотреть аэродром противника, находящийся вблизи линии фронта. В это время над аэродромом патрулировало 7 «Ме-109» Они бросились на советского разведчика, пытаясь сбить его с первой же атаки. Два звена с пологим пикированием заходили строго в хвост, а один «Ме-109» зашел снизу сзади. Умелый и организованный огонь старшего лейтенанта Галушкина и старшего сержанта Черного в сочетании с маневром лейтенанта Мишина разбил комбинированную атаку немцев. Ведущий самолет противника был сбит, последующие атаки истребителей стали уже неорганизованными. Немецкие летчики пытались поодиночке подойти на близкую дистанцию к нашему разведчику, и каждый раз их отгоняли огнем. Наш самолет был уже над своей территорией, когда противник еще раз попытался произвести атаку. Но и на этот раз враг получил должный отпор.

Опыт воздушных боев показал, что немецкие истребители стараются подкараулить наших разведчиков при возвращении, рассчитывал на ослабленное наблюдение за воздухом. Поэтому экипажу, кроме ведения разведки, необходимо непрерывно следить за всем окружающим. Экипаж самолета-разведчика должен быть исключительно находчивым, внимательным и смелым. уметь вести одиночный оборонительный бой. Все видеть и самому оставаться невидимым для врага – вот основной закон воздушных разведчиков.

Капитан А. Васюков.
Северо-Западный фронт.