Кобельков Николай Яковлевич

Марков

Сорокин Борис Иванович

Ложечников Михаил Игнатьевич (автор)

* * *

Принадлежность:

283 иад

Инженер-майор М. Ложечников 
// Сталинский сокол 05.06.1943

Восстановление материальной части

В горячие боевые дни значительно усложняется работа технического состава. Помимо обслуживания материальной части, в обязанность механиков и авиационных специалистов всех служб входит восстановительный ремонт неисправных и повреждённых в боях самолётов.

Практика показывает, что сил и средств для этого вполне достаточно в каждой части. Необходимо лишь одно условие – умело расставлять силы и правильно, наиболее рационально использовать технические средства. Где хорошо продумана организация восстановления боевых машин, там самолётный парк почти в полном составе несёт боевую службу.

Недавно на одном из участков фронта разгорелись ожесточённые воздушные бои. Истребители Н-ской части нанесли противнику большой урон и, в конечном счёте, подорвав его активность, захватили преимущество в воздухе! Однако и наши истребители получили повреждения. Технический состав и руководители служб инженер-майор Кобельков и старший техник-лейтенант Сорокин впервые столкнулись с таким положением, когда одновременно надо было ввести в строй значительное количество боевых машин.

Ремонт и восстановление самолётов не составляли большого труда: сложность заключалась в об'ёме работ и в недостатке ряда запасных частей и расходных материалов. Всё это потребовало чёткой, продуманной организации работ.

Когда на каждый самолёт был составлен детальный план с указанием характера ремонта и сроков исполнения, стало ясно, какие запасные части и материалы необходимо изыскать. На основе этих планов были расставлены по объектам и специалисты. При этом всё, что могли сделать своими руками техники и механики, было поручено им, а на ПАРМ возложили наиболее сложные процессы, как алюминиевая сварка, столярно-клеевые работы, клёпка и т. д.

В авиационных тылах всегда можно найти необходимые детали и запасные части. Так оказалось и на этот раз. В нескольких БАО удалось получить всё, что требовалось. Даже в батальонах, обслуживающих бомбардировщики, нашлось немало запасных частей и приборов для истребителей. Этот факт свидетельствует, как важно инженеру части проявить инициативу, не полагаясь на заявку. Ожидать, когда всё пришлют, – значит затягивать ремонт.

Нет надобности останавливаться на процессах всех восстановительных работ, но следует указать, что техник самолёта и инженер ради экономии времени должны предусматривать порядок и очерёдность исправления повреждений и заблаговременно готовить весь расходный материал. Так, у нас не было органического стекла. Мы знали, что для постановки на кабины потребуется придать ему определённую форму Поэтому в ПАРМ'е заранее сделали деревянный шаблон, и. когда листы плексиглясса были получены, их сразу же, пустили в обработку.

В той же ПАРМ за несколько дней восстановили 8 воздушных винтов. Специалисты полевых мастерских за короткий срок сделали до 30 суфлерных бачков пеногасителой, выполнил и много других заказов.

В условиях такого напряжённого ремонта инженеру необходимо умело маневрировать людьми. Нужно хорошо знать способности и опыт специалистов и соответственно этому ставить их на отдельные об'екты. Контролируя выполнение заданий, следя за ходом работ, всегда можно своевременно заметить, где, на каких объектах нужна помощь. Специалисты, которых во время ремонта неоднократно перебрасывали с одной машины на другую, помогали ликвидировать «узкие места». Таким образом в течение недели были введены в строй почти все повреждённые самолёты.

Контроль за восстановлением материальной части со стороны инженера и ведущих техников имеет очень большое значение. Нам пришлось однажды быть свидетелями такого факта. При рулёжке истребитель натолкнулся плоскостью на дерево, в результате – поломка. Самолёт требовал незначительного ремонта. Техник дал задание мотористу наклеить на повреждённое место широкую планку, сделанную по контуру. Однако моторист решил сделать по-своему. Вместо планки он приготовил узкую рейку и пытался не наклеить, а прибить её гвоздями. Ясно, что ещё при взлёте весь такой «ремонт» слетел бы, не говоря уже о том, что могло произойти и что-нибудь худшее.

Наконец, для ремонтно-восстановительных работ необходимо иметь набор инструмента. Как известно, механик самолёта не всегда может держать в своей сумке всё то, что требуется для ремонта самолёта, да это и не нужно. Важно, чтобы ПАРМ располагала самым разнообразным инструментом и приспособлениями. Техническому составу части удалось в короткий срок восстановить несколько десятков истребителей в значительной степени благодаря тому, что полевые мастерские, которыми руководит техник-лейтенант Марков, имеют полный набор всевозможного инструмента и систематически пополняют его, изготавливая собственными силами.

К чему может привести недостаток отдельных инструментов, говорит такой факт. Самолёт возвратился с боевого задания с пробитым стабилизатором. Необходимо было всего лишь поставить на пистоны накладку. Но вдруг сломалась пистонница, а запасной в мастерских не оказалось. Пока специалисты делали новую, закаляли её, прошло много времени. В результате самолёт вошел в строй с большим запозданием.

Каждый неисправный самолёт необходимо вводить в строй в кратчайшие сроки. Наш технический состав имеет богатый опыт полевого ремонта. При умелом руководстве и слаженной работе с авиационными тылами техники, механики и другие специалисты в силах решать любые задачи. Об этом красноречиво говорит пример Н-ской истребительной части.

Инженер-майор М. Ложечников.