Аксенов

Голиадзе Лаврентий Алексеевич

Лопатин

Савченко Василий Давыдович

Скоробогатов

Янченко Николай Гаврилович

Передовая стстья 
// Сталинский сокол 11.06.1943

Штурманская подготовка летчика

В первомайском приказе Верховный Главнокомандующий Маршал Советского Союза товарищ Сталин требует от всей Красной Армии, ее бойцов и командиров: «...без устали совершенствовать своё боевое мастерство, точно выполнять приказы командиров, требования уставов и наставлении, свято блюсти дисциплину, соблюдать организованность и порядок».

Это требование в равной степени относится и к лётчикам всех видов авиации. Отлично готовиться к выполнению боевых заданий, использовать каждую свободную минуту для учёбы, для улучшения техники самолётовождения – такова задача, которая стоит перед лётным составом в настоящий решающий период войны с германским фашизмом.

Искусство самолётовождения в авиации является делом первостепенной важности, без которого немыслимо достичь победы в воздухе. Тем не менее в аэронавигационной подготовке лётчиков имеют место серьёзные недостатки.

Сплошь и рядом в частях плохо изучают свой район действий, забывая о том, что делать это нужно не только по картам и схемам, но и систематически в каждом полёте. Мало внимания уделяют радионавигация (самолётовождение по приводным станциям при помощи РНК) и земной пеленгации. Кроме того, у многих недостаточно отработаны штурманский глазомер и умение производить простые навигационные расчёты в уме, особенно это наблюдается у молодых истребителей и штурмовиков.

Все эти недостатки в сочетании с отсутствием контроля со стороны некоторых командиров и штурманов приводит к нежелательным результатам. Только этим и можно об'яснить, что у штурманов майоров Янченко, Аксенова, Савченко и капитанов Лопатина и Скоробогатова наблюдались случаи потери ориентировки некоторыми экипажами и невыполнения заданий.

Совсем иначе обстоит дело там, где искусству самолётовождения уделяется серьёзное внимание и существует строгий контроль за несением штурманской службы. Можно указать для примера на соединение, где штурманом майор Голиадзе. Здесь совершенно не бывает случаев потери ориентировки. Штурман Голиадзе посвящает много времени обучению и вводу в строй молодых лётчиков и штурманов. Он организует с ними облёт района, выделяет для работы с молодыми опытных руководителей, хорошо проводит подготовку к вылетам на боевое задание. Кроме того, после каждого ответственного полёта производит тщательные разборы.

Какие же задачи стоят сейчас перед лётным составом по штурманской службе?

Каждый лётчик, штурман и воздушный стрелок обязан знать в совершенстве свой район действий. Кто отлично знает район, тот, можно сказать, на 60 проц. уже освоил штурманское дело. Нужно систематически проверять знание района лётным составом и ни в коем случае не пускать в полёт неподготовленные экипажи.

Для учёбы по штурманскому делу необходимо использовать все свободные часы и особенно нелётную погоду. В плане учёбы надо предусматривать главным образом самые важные для лётного состава вопросы. Такие разделы, как, например, навигационные расчёты, контроль пути и восстановление потерянной ориентировки, должны занять в учёбе надлежащее место. Особое внимание нужно уделить отстающим по воздушной навигации. Может быть даже придётся создать из них отдельную группу и выделить для обучения лучших руководителей.

Большие скорости, высокий потолок, полёт в сложных метеорологических и ночных условиях требуют от лётного состава умения пользоваться радионавигацией как новейшим средством самолётовождения. В ночных полётах большим вспомогательным средством является служба ЗОС (земное обеспечение самолётовождения). Лётчики должны знать основные места расположения работы. Всё это даёт возможность правильно ориентироваться в воздухе и точно выйти на свой аэродром. Нужно использовать все возможности – полевые классы, аэродромы, учебные и боевые полёты – для того, чтобы настойчиво изучать радионавигацию. Идёт лётчик или экипаж с боевого задания – они обязаны в порядке тренировки держать связь с пеленгатором. В первую очередь, конечно, нужно ещё и ещё раз потребовать от всех лётчиков, штурманов и воздушных стрелков, чтобы они в совершенстве знали компасную навигацию как основной вид воздушной навигации.

Всякий полёт, как бы хорошо он ни был подготовлен с точки зрения штурманских расчётов, может быть сорван, если лётчик, экипаж не будут учитывать метеорологические условия. Поэтому необходимо потребовать от всех лётчиков и штурманов, чтобы они умели читать синоптическую карту и делать соответствующие выводы.

Ни один случай срыва боевого задания по причине навигационных ошибок не должен проходить мимо внимания руководителей и лётного состава. Надо сурово взыскивать с виновников вынужденных посадок, происходящих из-за потери ориентировки. Каждый такой случай следует рассматривать как чрезвычайное происшествие и принимать самые решительные меры.

Никоим образом и ни при каких обстоятельствах нельзя обходить наставления и соответствующие указания по штурманской службе. Необходимо помнить, что в них сконцентрирован богатейший опыт воздушной навигации, который может принести неоценимую услугу во время войны.

Больше контроля и ответственности за навигационную службу в авиационных частях и подразделениях! Чётким несением штурманской службы обеспечим отличное выполнение боевых заданий.