Смирнов Михаил Дмитриевич (автор)

Полковник М. Смирнов 
// Сталинский сокол 11.06.1943

Взаимодействие авиации с танками

В современных операциях следует различать две группы танков, выполняющих разные задачи. Первая группа совместно с пехотой и артиллерией взламывает передний край вражеской обороны, создавая брешь в укреплённой линии противника. Это так называемые танки прорыва. Вторая группа обычно не участвует в прорыве переднего края, а устремляется в образовавшиеся «ворота» и продолжает самостоятельные действия в глубине оборонительной полосы противника, выходя на его коммуникации. Условно назовём танки этой группы танками дальнего действия.

Задача авиации заключается в том, чтобы обеспечить работу обеих этих групп. На одном из участков фронта авиация прекрасно справилась со своей задачей в момент, когда танки взламывали вражескую оборону. Танкистам было обеспечено надёжное прикрытие с воздуха, штурмовики отлично подавили противотанковые огневые точки немцев. Но вот наши танки, используя «ворота», образовавшиеся на переднем крае вражеской обороны, вышли в оперативную глубину. И в этот момент над ними не оказалось авиации. Это, конечно, отразилось на успехе всей операции. При разборе её командование справедливо указало, что наши войска достигли бы значительно лучших результатов, если бы взаимодействие авиации и танков осуществлялось непрерывно. Таким образом, успех взаимодействия во многом зависит от непрерывности авиационного сопровождения танков.

Весь процесс взаимодействия авиации и танков можно разбить на три периода:

1. Подготовительный период. Танки в это время находятся в районах сосредоточения и на исходных позициях. Авиация ведёт тщательную разведку оборонительной полосы, глубины обороны, коммуникаций и аэродромов противника. В то же время истребители непрерывно прикрывают танковые части. Для обеспечения успеха операции важно уже в этом, подготовительном периоде завоевать господство в воздухе на главном направлении удара.

2. Период прорыва. Тяжёлые танки прорыва после артиллерийской подготовки взламывают оборону переднего края. Танки дальнего действия пока находятся на исходных позициях. Авиация помогает танкистам длительной обработкой переднего края обороны противника, его артиллерийских и противотанковых позиций. В то же время штурмовики и бомбардировщики уничтожают вражеские оперативные резервы (главным образом, мотомеханизированные войска). В этот период одна из главных задач авиации заключается в том, чтобы изолировать район, в котором наши танки осуществляют прорыв вражеской обороны, от резервов противника

3. Период развития успеха боя и всей операции. Танки дальнего действия устремляются в образовавшуюся брешь, расширяют её и выходят в оперативную глубину. Авиация в это время ведёт непрерывную разведку поля боя и оперативных тылов противника на всю глубину действия танковых войск. Её задача заключается в том, чтобы обеспечить своевременную и исчерпывающую информацию о группировках и действиях врага, которые в той или иной мере могут помешать танкам.

В то же время часть авиации подавляет противотанковые узлы сопротивления на поле боя и в глубине вражеской обороны. Штурмовики сопровождают танки своим огнём и атакуют цели, которые мешают продвижению наших мотомеханизированных войск.

По мере продвижения танков в оперативную глубину авиация переносит свои удары на узлы шоссейных и железных дорог, на крупные населённые пункты, занятые противником. Но населённым пунктам авиация начинает действовать за 2–3 часа до подхода танков. Эти действия не прекращаются ни на один час. Опыт показал, что достаточно дать противнику хотя бы 2–3 часа передышки и наступление танков может «захлебнуться».

Основным видом авиации, осуществляющим взаимодействие с танками, является штурмовая авиация.

Работа штурмовиков начинается непосредственно после артиллерийской подготовки, перед тем как тяжёлые танки прорыва ринутся на передний край обороны противника. Для непосредственного сопровождения танков с исходной позиции к переднему краю создаются группы штурмовиков по 6-8 «Ильюшин-2». Они могут эшелонироваться как в глубину, так и по фронту, в зависимости от размеров участка, на котором будут действовать танки, и от боевого порядка мотомеханизированных войск.

К полю боя «Ильюшин-2» идут пеленгом пар, змейкой пар или клином пар. Шаблона здесь быть не может. Выбор строя зависит от наземной и воздушной обстановки. Когда «ИЛ’ы» подходят к боевым порядкам танков, они сразу же должны перестроиться в замкнутый круг. Опыт показал, что это наиболее эффективный боевой порядок. Лётчики самостоятельно, каждый в отдельности, с пикирования атакуют обнаруженные ими цели, мешающие продвижению танков. В тот момент, когда один «ИЛ» выходит из атаки, следующий за ним сзади штурмовик переходит в пике. Так достигается непрерывность огневого воздействия одной группой. Но этого мало. Важно обеспечить непрерывный обстрел целей несколькими группами. Для этого организуется смена их в воздухе над полем боя. За 5–10 минут до окончания расчётного временя работы первой группы в район боя приходят сменяющие её «ИЛ'ы». Они занимают исходное положение – выше действующей группы. И постепенно, по мере ухода штурмовиков, только что закончивших работу, прилетевшие «Ильюшин-2» занимают их место.

Боевые порядки штурмовиков, находящихся над мотомеханизированными войсками, все время должны перемещаться в соответствии с продвижением танков. Это перемещение происходит в виде элипсообразного круга – по оси главного направления, движения танков.

Некоторые командиры допускают большую ошибку, отвлекаясь атаками. пехоты, автомашин и других об'ектов, не играющих существенной роли в противотанковой обороне противника. Надо помнить, что, сопровождая танки, штурмовики обязаны в первую очередь подавлять вражеские противотанковые средства и все виды артиллерия противника.

Успех взаимодействия авиации и танков решается, прежде всего, правильной организацией управления обоими родами войск. Так, например, на одном участке Южного фронта, на командном пункте танкового командира находился авиационный начальник. Он руководил действиями авиации с помощью радио. При нем находились 2–3 штабных офицера.

Здесь заблаговременно разработали плановую таблицу взаимодействия авиации и танков на различных этапах боя. Таблицу изучили все командиры полков (как авиационных, так и танковых). В ней были указаны время, место действия и ориентировочные цели.

Вызывал авиацию танковый командир через присутствовавшего на командном пункте авиационного начальника. Вызов осуществлялся с помощью радио. Кроме того, радио отлично использовалось, как средство указания целей и корректировки заранее составленного плана (а корректировать приходилось очень часто).

Командир группы самолётов, находящихся в воздухе над полем боя, должен всё время поддерживать радиосвязь с командирами танковых групп. Лётчик сообщает танкистам об обстановке, складывающейся в воздухе и на земле, о рубежах, на которые вышли передовые танки. Он сигнализирует о возможности охвата и обхода наших танков, о подброске резервов противника. На Южном фронте такая радиоинформация с воздуха в один из моментов боя оказала танкистам большую услугу. По сигналу лётчиков они обошли сосредоточение вражеской артиллерии.

Нужно учесть, однако, что практически, в динамике боя, по мере продвижения танков вперёд, трудности взаимодействия авиации и мотомеханизированных войск всё возрастают. Поэтому такую важную роль играют чёткая связь, заранее составленные радиосигнальные таблицы, кодированные карты и т. п. Без этого авиация может очень быстро оторваться от танков, потерять ту нить, которая связывает воедино огонь с воздуха и с земли.

В третий период, когда танки дальнего действия устремляются в глубину вражеского расположения, главная задача штурмовиков остаётся той же – непрерывное огневое и тактическое взаимодействие с танками на пути расширения и углубления прорыва. Но здесь «ИЛ'ы» действуют главным образом мелкими группами, которые, однако, поддерживают непрерывную связь со своими аэродромами, чтобы в случае нужды вызвать на подмогу основные силы.

На этом завершающем этапе операция значительно усиливается воздушная разведка «на себя». Разведывательные данные по радио передаются на командный пункт танковому и авиационному начальству для вызова дежурных групп. Большую роль играют также авиационные офицеры связи, находящиеся непосредственно на танках. С помощью специальной рации они передают вызовы дополнительных групп штурмовиков для подавления неожиданно встретившихся препятствий на пути танков. Так, в частности, успешно взаимодействовали штурмовики и танки на одном из участков Сталинградского фронта.

По мере продвижения мотомеханизированных войск штурмовики используются также для наведения танков на об'екты, которые могут помешать дальнейшему движению вперёд. Лётчики с воздуха ведут разведку и указывают по радио (пользуясь кодом) позиции артиллерии, обстреливающей боевые порядки наших танков. Очень важно разводят), и указать вражеские танковые группы, которые могут неожиданно выйти во фланг наших мотомеханизированных войск. Лётчик наводит танки на цель не только с помощью радио, пикирования или обстрела, но и пользуясь дымовыми завесами (он дымом «провешивает» направление на цель). Наведение осуществляется лишь после того, как летчик подал предупреждающий условный сигнал: «Иду на цель».

На последнем этапе операции следует учесть, что как штурмовикам, так и истребителям может нехватить горючего для полёта далеко в глубь расположения противника и они вынуждены будут сократить время пребывания над целями. В связи с этим нужно позаботиться о создании посадочных площадок, расположив их ближе к району действия танков. Наиболее целесообразно выстилать с танками передовые команды аэродромного обслуживания, комендатуры БAO, так же как и машины с боеприпасами и горючим для самолетов. Передовые команды сразу же должны готовить посадочные площадки, используя и аэродромы, на которых базировался противник.

Mы рассказали лишь о некоторых методах и общих принципах организации взаимодействия авиации и танков. Их, конечно, нельзя считать исчерпывающими. Они подсказаны имеющимся опытом совместной работы летчиков и танкистов. Надо надеяться, что наши авиационные командиры сумеют обогатить этот опыт своей боевой практикой, сумеют добиться более совершенной организации взаимодействия авиации и танков.

Полковник М. Смирнов.