Герои публикации:

Шашкин В. (автор)

Капитан В. Шашкин 
// Сталинский сокол 18.06.1943

Тактика немцев в боях под Курском

Активные действия немецкой авиации в районе Курска начались в мае. Противник отказался от использования мелких бомбардировочных групп и перешёл к массированным налётам.

Кок сообщало Совинформбюро, крупный налёт был предпринят на железнодорожную станцию Щигры. Подняв в воздух большое количество бомбардировщиков и прикрыв иx «ФВ-190», немцы днем пересекли линию фронта. Скрываясь в облачности, противник пытался нанести внезапный удар. Однако наши истребители своевременно поднялись в воздух и отсекли путь врагу. «Фокке-Вульфов» связали боем наши патрули, а главные истребительные силы были направлены на вражеские бомбардировщики.

Лишившись прикрытия, «Юнкерсы» пытались обороняться самостоятельно и держали плотный строй. Когда группы бомбардировщиков всё же оказались разбитыми, немцы старались сохранить огневое взаимодействие в парах. Глубоким раскачиванием крыла ведомый бомбардировщик одновременно уклонялся от огня истребителя и прикрывал своего ведущего. Советские лётчики противопоставили этому приёму тактику клещей, осуществляемых парой.

Первая попытка массированного налёта дорого обошлась немцам. По показанию пленных, в результате этой неудачи командир немецкой бомбардировочной группы Гинденбург попал в немилость и высшим командованием лишён рыцарского креста.

Оправившись от первого удара, пополнив свои поредевшие ряды за счёт кадров ночников и перебросив часть сил из Франции, противник попытался 22 мая совершить массированный налёт на Курск.

На этот раз немцы несколько изменили свою тактику. Налёт был совершён не днём, а ранним утром. Бомбардировщики шли группами на высоте 2.500 м., глубоко эшелонируясь по времени. Истребительное прикрытие было значительно усилено. Достаточно сказать, что одну группу из 20 «Юнкерсов» прикрывали 27 «Ме-109ф». Кроме непосредственного прикрытия истребителей, следовавших парами сзади бомбардировщиков на дистанции 150–200 м., немцы выпустили специальные патрули, имевшие задачу отвлекать наших истребителей от бомбардировщиков. Таких патрулей при каждом эшелоне было не менее десяти.

Как известно, второй массированный налёт обошёлся противнику ещё дороже, чем первый.

Наши летчики своевременно сумели разгадать новые тактические уловив врага. Истребители–гвардейцы сочетали боевой задор с осмотрительностью, не увлекались боем с первым попавшимся немцем, а нацеливали главный удар на бомбардировщиков.

Продолжая изучать тактику противника и анализируя собственные ошибки, наши истребители в полной боевой готовности встретили следующий, самый большой по численности налёт на Курск, предпринятым вражеской авиацией 2 июня.

Для того чтобы собрать 500 самолётов для налёта, немцам пришлось перебросить бомбардировщики с других фронтов. На этот раз чрезвычайно интересно было построено эшелонирование авиации противника по количеству самолётов, времени и высоте. Налёт был осуществлён пятью волнами между 5 часами утра и 15 часами дня. Первая волна – 20 бомбардировщиков – появилась на высоте 4.000 метров. Второй эшелон в количестве 58 «Ю-88» и «Ме-110» пришёл черев полтора часа на высоте 5.000 метров. В третьей группе было уже 116 самолетов, следовавших на высоте 6.000 метров, и т. д. Иначе говоря, каждая новая группа приходила через равные промежутки времени.

Из общего количества самолётов одна треть были истребители, которые шли непосредственно над бомбардировщиками с превышением 500–800 метров. Кроме истребителей прикрытия и патрулей, имевших прежнюю задачу отвлечения наших самолётов в стороны, немцы выслали на линию фронта своеобразный истребительный «барьер». Его назначение – сопровождение бомбардировщиков через линию фронта, встреча их при возвращении и отсечение наших истребителей при преследовании.

Изменили немцы также и направление заходов. Отказавшись от старого курса, проходившего обычно вдоль железной дороги, они летали теперь с двух новых направлений, пытаясь внезапно выйти на цель.

Немецкий истребительный «барьер» был встречен нашими истребителями и так потрёпан, что, не дожидаясь возвращения бомбардировщиков, вынужден был уйти на свои базы.

Прорвавшиеся в район Курска самолёты противника были встречены нашим резервом, которым и решил исход сражению в пользу советских лётчиков. Не оправдались надежды противника и на изматывание наших истребителей. Расчёт времени между вражескими эшелонами и стремление противника нарастить силы были разгаданы в самом начале налёта. Это в конечном итоге сорвало немецкий план.

Так закончились эти три крупнейшие воздушные сражения в районе Курска, показавшие несостоятельность немецкой стратегии, наше умение разгадывать замыслы и тактику противника и противопоставлять им свои приёмы.

Капитан В. Шашкин.
Действующая армия.