Гаврилов Павел Григорьевич

Гамалий Федор Николаевич

Голых Дмитрий Владимирович

Игнатьев Иван Михайлович

Микрюков Дмитрий Николаевич

Морозов Виктор Иванович

Назаров Николай Петрович

Орлов Владимир Яковлевич

Пудов

Силкин

Тафт Нисанель Абрамович

Аристов Григорий Павлович (автор)

* * *

Принадлежность:

50 иап

Капитан Г. Аристов 
// Сталинский сокол 18.06.1943

К чему приводят благодушие и самоуспокоенность

Лётчики Н-ского полка, прибыв вновь на фронт, начали боевую жизнь. Они вылетали на боевые задания, совершили ряд налетов на вражеские аэродромы и уничтожили на земле более 50 самолётов.

Но вот в последних боях полк понес потери. Этот факт должен был приковать и себе внимание командования и партийной организации. Последняя обязана была проанализировать причины потерь, вскрыть корни некоторых ошибок и, сделав практические выводы, помочь командованию не допустить этого в будущем. Однако в партийной организации все идёт тихо, мирно, точно в боевой работе нет «ни сучка, ни задоринки». Успокоившись на первых успехах, здесь забыли о необходимости постоянно совершенствовать боевое и летное мастерство.

В полку имеются молодые летчики, ещё не обладающие достаточным боевым опытом. Учитывая это, командование полка обязано было по-серьёзному организовать боевое обучение их на фронте, целиком использовать свободное время, чтобы подготовить молодых к решающим сражениям. Однако здесь не сумели по-настоящему наладить учёбу.

Боевая работа показала, что у некоторых лётчиков невысока штурманская подготовка. Происшествия в полку случались главным образом из-за потери отдельными лётчиками ориентировки, причём происходило это не во время штурмовых атак, а преимущественно при полетах на разведку и «охоту».

Молодые пилоты Голых, Микрюков и Орлов, недостаточно изучившие район действий, были выпущены в учебно-тренировочный полёг по маршруту без опытного лётчика. Вскоре они встретили группу немецких бомбардировщиков «Ю-88» и завязали воздушный бой. По неопытности лётчик Голых и его товарищи не смогли правильно рассчитать время и запас горючего, полностью израсходовали бензин в бою и поэтому не сумели дотянуть до своего аэродрома. А ведь можно было послать с молодыми таких опытных лётчиков, как Гамалия или Игнатьев.

Задача заместителя командира полка по политической части майора Тафта и руководителя полковой парторганизации старшего лейтенанта Пудова состояла в том, чтобы поднять партийный коллектив полка на помощь командованию, вытянуть отстающее сегодня звено – штурманскую подготовку лётчиков. Надо было всемерно помочь командованию организовать изучение района боевых действий, его облёт, активно распространять опыт самолётовождения лучших лётчиков полка. Наконец, необходимо было поднять общественное мнение против нерадивых, не желающих совершенствовать своё воинское мастерство. Но этим здесь не занялись.

Прошедшие бои показали, что в полку не все лётчики сильны в групповой слётанности, мало постоянных пар. Лётчикам приходится летать сегодня с одним, завтра с другим ведомым. Этим и об'ясняется невозвращение с боевого задания опытного лётчика – штурмана полка старшего лейтенанта Силкина. Но у всех лётчиков полка развито чувство ответственности за место к строю, чувство товарищества в бою. Командир эскадрильи старший лейтенант Назаров шёл ведущим в паре с молодым лётчиком Морозовым, впервые полетевшим на боевое задание. Назаров не прикрыл ведомого в момент выхода из атаки, и Морозов был сбит немецким истребителем «ФВ-190». На следующий день тот же Назаров оставил другого ведомого – молодого пилота Гаврилова. Израсходовав горючее, Гаврилов пошёл на вынужденную посадку и повредил машину. Назаров, не оказавший поддержки товарищам в бою, запятнал воинскую честь командира и советского лётчика.

Как обязаны были реагировать на эти явления заместитель командира по политической части майор Тафт и руководитель парторганизации старший лейтенант Пудов?

Следовало немедленно мобилизовать партийную организацию и помочь командованию организовать систематическую тренировку лётчиков в индивидуальном и групповом пилотажном мастерстве. Одно тянет за собой другое. Хороший лётчик должен быть и отличным штурманом и высококвалифицированным пилотом. Серьёзная штурманская учеба должна была сочетаться с настойчивой лётной подготовкой. Однако ни тому, ни другому в полку не уделили внимания.

Партийная организация не сумела использовать факт нарушения Назаровым закона взаимопомощи, чтобы показать на этом примере недопустимость подобных явлений и наряду с этим принять лётчикам необходимые моральные качества бойца, приучить их к стойкости и железной дисциплине в строю.

Отсутствие оперативности, злободневности – основной порок партийно-политической работы в полку. Нельзя сказать, например, что здесь нe знают первомайского приказа товарища Сталина. Только за полмесяца в полку провели три митинга, партийное и комсомольское собрание, ряд лекций и бесед, посвящённых приказу № 195. Беда только в чем, что всё это – чисто внешняя шумиха. За словами не последовало дела. Партийно-политическая работа остаётся оторванной от боевой. С утра и до вечера, твердят здесь, что надо учиться бить врага наверняка, но практически для этого мало сделано. Взять хотя бы такой вопрос, как изучение опыта войны, популяризация методов передовых воинов – бывалых лётчиков, мастеров штурмовых ударов и воздушного боя. В полку это дело поставлено неудовлетворительно. Старший лейтенант Пудов рассуждает так:

– Что говорить о боевом опыте, о традициях полка, когда их у нас нет.

Ошибочное и вредное утверждение. Трудно представить себе полк, в котором не было бы своего героя, своего старожила, прошедшего горнило отечественной войны и способного служить примером доблести и воинского уменья. И полк, о котором идёт речь, имеет боевые традиции к отличных кадровых лётчиков. Взять хотя бы лейтенанта Гамалия. У него четырёхлетний стаж работы в авиации. Он летает почти на всех типах самолётов, успешно бомбит вражеские аэродромы, отлично несёт службу разведки и «охоты». Опыт такого лётчика коммуниста заслуживает самого широкого распространения среди молодых пилотов.

К сожалению, зам. командира полка по политчасти манор Тафт выпустил из своих рук руководство политической работой, мало занимается своими прямыми обязанностями, не проявляет должной требовательности к подчинённым. Иногда Тафт забывает о политическом обеспечении боевых вылетов и пытается ссылаться на «об'ективные» причины:

– Как обеспечишь боевой вылет, когда задание получаем в два часа ночи и для политической работы не остаётся времени?

Несостоятельные ссылки! Они лишь показывают, что политработники полка не проявляют должной настойчивости и инициативы. Если у майора Тафта и у партработников нехватает времени для политработы в обычные боевые дня, то что же они смогут сделать в условиях высокого боевого напряжения? Искусство политработника и его долг в том и состоят, чтобы всегда, и особенно в горячие боевые дни, находить время, формы и средства для глубокой политической и воспитательной работы.

Увлечение в полку первыми успехами, благодушие и самоуспокоенность – вот корень зла.

Капитан Г. Аристов.