Герои публикации:

Фадеев А. (автор)

А. Фадеев 
// Сталинский сокол 18.06.1943

Великий русский писатель-патриот Максим Горький

Облик Максима Горького навеки запечатлен в сердцах всех народов СССР как одно из самых кровных и самых великих воплощений русского национального гения. В развитии русской литературы, которую Горький назвал «лучшим из того, создано нами, как нацией», сам он занимает место наряду с такими гигантами художественной мысли, как Пушкин, Гоголь, Толстой, а по своему непосредственному влиянию на жизнь народа нашего он не имеет себе разных.

Зная жизнь всех классов русского общества, черпая могучей горстью жизненную мудрость из самых глубоких истоков народной поэзии, он создал своими гениальными произведениями неповторимую энциклопедию русской дореволюционной жизни. Горький не только увидел, но испытал на себе безмерные страдания народа под гнетом больших и малых эксплоататоров. Но в то же время он постиг огромные творческие силы нашего народа, всю меру и силу народного труда, которым украшается русская земля, могучий размах русского национального характера.

«И скажу тебе от сердца слово – хорош есть на земле русский народ!.. Добротный, даровитый народ!» – говорит мастеровой человек Тиунов в произведении Горького «Городок Окуров». «Русский человек живуч! Хоть толки его в стопе – он все на свое место вступит! Хороший, крепкий человек», – с удивлением и восхищенном говорит о русском человеке сапожник Перфишка в повести «Трое».

В старой России среди обыкновенных людей труда, задавленных гнетом и нуждой, Горький увидел мощные черты русского национального характера – черты былинного Василия Буслаева и неистового протопопа Аввакума, черты Льва Толстого и черты Петра Великого и черты великих представителей нашего народа и государства – Ленина и Сталина.

Горький первый из писателей русских разглядел в толще народа человека сильней воли и светлого разума, человека – борца за справедливое устройство жизни людей на земле. Горький. Уверовал в силу и правоту этого человека и первым воплотил его образ на страницах своих произведений.

Поэтому имя Горького известно всему миру как имя величайшего из гуманистов нашего времени. Горький был певцом нового человека – борца и преобразователя жизни. Это мировоззрение выдвинуло Горького как величайшего патриота новой, преображенной России. Вот что он писал в 1927 году:

«Строителя современной русской жизни я знаю со дней его юности. Сначала это был «битый мальчик», пасынок ужасной русской жизни, затем он прошел сквозь революционное подполье в тюрьму, ссылку, в каторгу, затем сделал величайшую революцию, которая действительно «потрясла мир». ...Затем он три года вел победоносную гражданскую войну, а, кончив ее, взялся за труднейшее дело восстановления разрушенного хозяйства России, за дело, которому он не учился так же, как не учился бить на фронтах высокоученых генералов...

Этот человек – человек, какого мир еще не видел, и человек этот поставил перед собою грандиозную задачу воспитать массу трудящихся «по образу и подобию своему»; задачу эту он разрешает с отличным успехом...

Моя радость и гордость – новый русский человек, строитель нового государства».

Сам – выражение этого человека, преобразователя жизни, Горький всей силой и страстью своей великой души отдавал свое перо делу строительства новой советской культуры и защиты её от всех врагов. Человек всестороннего образования и прекрасный знаток зарубежной жизни, он давно видел, какую угрозу для нашего отечества и всей культуры, накопленной человечеством, представляет фашизм. И Горький воспитывал в советском народе и во всех передовых людях мира ненависть к фашизму, особенно к его наиболее чудовищной разновидности – германскому фашизму.

Как истинно великий человек Горький относился к немецкому (и всякому иному) фашизму с беспощадным презрением и ненавистью. «Всемирные грабители и убийцы», «кровожаднее зверей, но более трусливы, чем звери», «вонючая грязь земли», «люди, одичавшие в результате длительного пивного опьянения», – так уничтожающе-презрительно писал он о них. «Гитлер проповедует, что фашизм вознесет народ Германии над всем человечеством... и нет слов, чтобы выразить до чего все это нищенски гнусно, как это бессмысленно и противно».

Но Горький знал силу немецкого фашизма и его вассалов, знал, что фашизм обрушится на советскую страну всей мощью своей техники, созданной для разрушения и истребления, и поэтому внушал всему нашему народу и особенно воинам Красной Армии мысль о том, что сила врага может и должна быть сокрушена только силой.

Горький видел, что враг силен не только своим оружием, а и тем, что он развратил и поставил на службу себе немецкую нацию, превратил ее в поработителя, насильника и вора, «когда обер кельнерам хочется иметь свой ресторан, мелкие воры хотели бы заняться воровством, указанным властью крупных воров».

Алексей Максимович неоднократно писал, что было бы «преступно недооценивать силу врага», и высмеивал благодушие и фразерство некоторых западноевропейских интеллигентов, считавших, что врага можно «уговорить» справедливыми речами. «Безумие хищников невозможно излечить красноречием, тигры и гиены не едят пирожное». «Дело, конечно, не в том, чтобы уговорить зверя вести себя милостиво но отношению к человеку, попавшему в его лапы, а чтобы вырвать лапу из плеча зверя…» – учил Горький.

Мы стоим на пороге решающих боев против германского фашизма.

В эти дни боев со злейшим врагом всего свободолюбивого человечества с воодушевлением мы подымаем над миром бессмертный образ Горького, его великие художественные творения и всю его борьбу против врагов нашей родины и культуры как символ русской национальной гордости и братства советских народов.

Горький писал: «Известно, что, собрав всех солдат Европы, Наполеон ходил в Москву, где орлы его отморозили крылья, после чего мещанам и народу Франции пришлось пережить множество крупнейших неприятностей. Оглядываться на прошлое следует, история – не плохой учитель».

Вместе с великим Горьким мы знаем, что, какие бы зверские и коварные шаги еще ни предпринял враг, какие бы еще жертвы ни пришлось нам перенести, «враг... обречен историей на гибель и... гибель его – начало счастья трудящихся всей земли».