Герои публикации:

Платонов К.

Майор медицинской службы К. Платонов 
// Сталинский сокол 18.06.1943

Кислородный прибор

Время, в течение которого средне натренированный лётчик может находиться без дополнительного кислорода на определённой высоте до наступления резких расстройств в деятельности организма, принято называть «резервом времени» данной высоты. По мере под'ёме «резерв времени» быстро сокращается. Если на высоте 7.000 метров он равен примерно 15 минутам, то на 8.000 метров уменьшается до 5–7 минут, на 9.000 метров – до 2–3 минут, а на высоте 11.000 метров через 10–15 секунд после прекращения пользования кислородным прибором наступает обморок. Эти величины могут изменяться, уменьшаясь при утомлении, недомогании и других факторах, снижающих общую устойчивость организма, и повышаясь в результате высотной тренировки.

В полёте лётчик может встретиться с рядом неисправностей и боевых повреждений кислородного прибора. Если учесть незначительную величину «резерва времени» на больших высотах, то станет ясно, как важно в подобных случаях лётчику быстро разобраться в причинах неисправности и принять соответствующее решение. Понятно, что эти решения должны быть продуманы ещё на земле.

Если летчик почувствовал недостаток кислорода или подозревает неисправность кислородной аппаратуры, он прежде всего должен бросить взгляд на индикатор кислородного потока. Когда стрелка индикатора стоит на делении, соответствующем высоте полёта, значит, кислородный прибор работает нормально, а неисправность следует искать где-то выше его – в шланге или маске.

Шланг может оказаться перебитым или просто отстегнуться от прибора либо маски. При повреждении маски на высоте до 8.000 метров можно дышать прямо из шланга, взяв его в рот и зажав нос. При неисправности шланга можно на некоторое время компенсировать утечку кислорода, открыв доотказа аварийный кран. Серьёзное повреждение шланга требует спуска с высоты.

При повреждении стекла индикатора кислородного потока также необходимо уходить с высоты, зажав перчаткой разбитое стекло и открыв доотказа аварийный кран.

Когда стрелка индикатора упала, лётчик должен посмотреть на манометр. Нулевое положение стрелки манометра показывает, что иссяк запас кислорода или же повреждён трубопровод от баллона к прибору. Иногда в самом начале высотного полёта манометр не даёт показаний. Случается это потому, что не открыт вентиль баллона.

Бывает и так, что манометр показывает нормальное давление кислорода в баллоне, но стрелка индикатора стоит на нуле. В этом случае неисправность следует искать в самом приборе. Чаще всего это происходит от замерзания или засорения редукторов. Нет ничего опасного, если выбыл из строя редуктор низкого давления. Открыв аварийный кран, лётчик имеет возможность обеспечить подачу нужного количества кислорода, минуя засорившийся редуктор. При повреждении аннероидной коробки, регулирующей подачу кислорода, также приходится пользоваться аварийным краном. Однако подача кислорода в этих случаях иногда увеличивается, тогда летчику надо вспомнить о запорно-пусковом вентиле и уменьшить подачу.

Когда засорился или замёрз редуктор высокого давления, необходимо снова воспользоваться аварийным краном, резко открывая и закрывая его, иногда удаётся продуть редуктор и восстановить подачу кислорода.

Только грамотная эксплоатация кислородной аппаратуры обеспечивает лётчику нормальную боевую работу на больших высотах.

Майор медицинской службы К. Платонов.

Действующая армия.