Хрусталев Александр Павлович (автор)

Полковник А. Хрусталев 
// Сталинский сокол 25.06.1943

Защита промышленных центров от воздушного нападения

В последнее время тактика немецких ВВС характеризуется стремлением наносить удары с воздуха по нашим городам и промышленным центрам. Как известно из сообщений печати, эти попытки противника потерпели неудачу. Однако было бы непростительным благодушием не сделать ряда выводов из новых особенностей тактики фашистских ВВС. В первую очередь это относится к летчикам-истребителям ПВО, задача которых – зорко охранять наши города, промышленные об'екты, 4 прифронтовые населённые пункты от нападения с воздуха.

Чем характерна нынешняя тактика немцев? Враг сочетает массированные удары с налётами небольших групп, порой одиночных самолётов. В последнее время противник стал предпринимать массированные налёты и ночью. Ранней весной немцы пыталась днём действовать небольшими группами. Но, встретив серьёзный отпор наших истребителей и понеся большие потери, они перешли к системе массированных дневных налётов крупными группами самолётов. Это стремление к массированию авиации чрезвычайно характерно для немецких ВВС 1943 г. Враг в связи с этом вынужден прибегать к маневрированию силами, когда по определённому расписанию с разных аэродромов вылетает несколько групп бомбардировщиков. Такая организация налёта – дело очень трудное, и оно далеко не всегда удаётся немцам.

Последние дневные массированные налеты немецкой авиации производились, как правило, под сильным прикрытием истребителей, эшелонированно по времени, на разных высотах и с разных направлений, преимущественно в плотном стою девяток. При этом если первый эшелон был однороден по составу самолётов, то второй эшелон был смешанным; «Ю-87» и «Ю-88», «Хе-111» и «До-215». Типичной для немцев теперь является группа в 30–40 «Юнкерсов» или «Хейнкелей». Иногда количество бомбардировщиков в группе возрастает до 60 самолётов. Прикрывающие истребители «Ме-109г и ф» (а в последнее время преимущественно «ФВ-190») идут группами по 6-12 самолётов, также компактным строем, держась в непосредственной близости от бомбардировщиков.

Немцы прибегают ко всевозможным ухищрениям, чтобы сковать нашу авиацию ПВО. Они широко применяют метод блокировки аэродромов, высылают вперёд специальные группы своих истребителей. Эти группы появляются в районе об'екта налёта за несколько минут до прихода бомбардировщиков, чтобы расчистить им путь. Истребители непосредственного прикрытии, как правило, держатся выше прикрываемой группы на 500–800 м. В бой с нашими истребителями они вступают только в случае их нападения на бомбардировщиков, причем атакуют сверху сзади, стараясь зайти со стороны солнца или из облаков. Немцы широко используют средства радиосвязи для вызова дополнительных групп истребителей. Часто были случаи, когда и процессе воздушного боя число немецких истребителей удваивалось.

Находясь над целью, бомбардировщики строго придерживаются принятого строя. При атаках наших истребителей они не проявляют склонности к маневру. Немцы предпочитают беспорядочно сбросить груз бомб и затем или уйти в облака, или пикировать до бреющего полёта. Что же касается истребителей, то они (в том число и «Ме-110») из боя уходят преимущественно на высоту.

Таковы основные характерные особенности тактики вражеской авиации при налётах на наши города и промышленные об'екты.

Отраженно вражеского налёта на город – большая воздушная операция, требующая исключительно четкой организации. Опыт отражения последних налётов немцев на ряд советских городов показал, что успех нашей ПВО прежде всего зависит от работы так называемых установок обнаружения, от своевременного оповещения о подходе немецких самолётов, от организации всей системы наведения. Как известно, главная задача истребительной авиации ПВО состоит в том, чтобы не допустить бомбардировщиков противника к охраняемому об'екту. Встреча с противником, уничтожение вражеских бомбардировщиков должны осуществляться еще на дальних подступах к этому об'екту.

В ходе войны определились два метода прикрытия об'скта: а) патрулирование и б) дежурство на земле с последующим вылетом, либо «по зрячему» (дежурные истребители поднимаются в воздух, как только увидят в небе немецкие самолёты), либо на перехват противника, о появлении которого доносят станции оповещения.

Опыт показал, что вылет «по зрячему» ни в какой мере не обеспечивает надежного отражения вражеского налёта. Недавно на одном из аэродромов дежурила пара истребителей. В небе на большой высоте появилась небольшая группа вражеских бомбардировщиков. Увидев их, дежурные вылетели. Пока они набирали высоту, противник успел уже уйти. Всё дело свелось к преследованию немцев. Это обычный и естественный результат вылета «по зрячему».

Более эффективной формой борьбы с немецкими бомбардировщиками является патрулирование, в особенности если речь идет о прикрытии прифронтового населённого пункта. Наряд сил на патрулирование зависит от того, какое количество самолётов противника можно ожидать на данном направлении. Здесь не может быть шаблона. Там, где появляются лишь одиночные немецкие истребители, достаточен патруль парой, с тем, чтобы на земле находилась группа, готовая быстро вылететь на помощь. Если речь идет о большом об'екте, высылается несколько патрулей. Учитывая, что при хорошей видимости одиночный самолёт можно заметить не далее, чем за 5–7 клм., мы считаем нормой пространства на один патруль 10X10–15X15 км. При плохой видимости эти размеры сокращаются. Когда хорошо организована служба ВНОС, район, обслуживаемый одним патрулем, может быть увеличен. Высылая несколько патрулей, мы эшелонируем их по высоте. Выбор высоты зависит от характера облачности и от того, на каких высотах преимущественно появляются здесь немецкие бомбардировщики.

Большое значение имеет правильная организация патрулирования: выбор зоны, смена в воздухе, построение графика. На одном из об'ектов наше командование обнаружило такой приём противника: немцы заметили, что наши истребители кончают патрулирование над об'ектом с заходом солнца, чтобы успеть сесть на свой аэродром засветло: через 5–10 минут после ухода патруля появлялись вражеские бомбардировщики. Эта уловка врага была разгадана, и в последнюю смену патруля стали посылать лётчиков-ночников.

Метод патрулирования при всех его достоинствах, однако, не всегда и не везде оправдывает себя. Патрулирование и вовсе не целесообразно там, где появляются одиночные вражеские самолёты. Ибо нередко бывает так, что лётчики лишь бесцельно «утюжат» воздух. Они принизаны к об'екту, не имеют свободы маневра и порой вынуждены начинать бой в районе цели, а не на дальних подступах к ней.

Вот почему следует всячески приветствовать командиров, предпочитающих более трудный, но зато и более рациональный, эффективный метод – вылет на перехват противника. Что решает здесь успех дела? Своевременность вылета. От момента получения сведений о противнике до взлёта у лётчиков проходит минимум времени. Счет времени идет на секунды. На КП непрерывно находится командир, имеющий право дать команду на вылет. Это очень важно. Ибо порой, к сожалению, бывает так, что дежурный командир, получив на КП донесение поста ВНОС о приближении противника и не имея права дать приказ на вылет, начинает созваниваться со старшим командиром. Промедление в 2–3 минуты оказывается подчас достаточным, чтобы противник скрылся или прорвался непосредственно к цели. Приказ с НП дежурному подразделению передаётся по прямому проводу. Иногда для дублирования телефонной связи устанавливается сигнал ракетой. Если вылет произведен по сигналу ракетой, то лётчики получают задачу по радио.

На перехват вылетают обычно парой или четверкой в направлении подхода главных сил противника. Но иногда бывает так, что враг хитрит, сворачивает с главного направления. Тогда с KП, через станции наведения, перенацеливают первую группу самолётов.

При хорошо организованном дежурстве истребителей на земле, быстром оповещении и умелой организации перехвата нашим лётчикам всегда удавалось встретить противника еще на дальних подступах к охраняемому об'екту.

Однако своевременно встретить противника первой группой истребителей – это, конечно, еще не значит отразить вражеский налёт. Дальнейший успех операция зависит от умелого наращивания сил, управления боем по радио, от правильного взаимодействия истребителей, базирующихся на разных аэродромах (когда речь идет о большом налёте).

Уметь наращивать силы при обороне об'ектов – большое искусство. Здесь очень важно иметь надежную систему оповещения, четкую радиосвязь с самолётами, находящимися в воздухе, связь одного аэродрома с другим. Примером того, какой эффект даёт хорошая организация наращивания сил, может служить операция по отражению массированного налёта вражеской авиации на железнодорожный узел Курск. Каждую новую группу вражеских самолётов встречали наши истребители, вызванные в порядке наращивания сил. Командование с земли непрерывно поддерживало связь с лётчиками, находившимися в воздухе. Управление боем все время велось по радио. Всё это способствовало тому, что в каждый момент боя в воздухе находилось достаточное количество самолётов, которые по радио нацеливались на самые горячие участки. Смена истребителей в воздухе осуществлялась также при помощи радио приказом с КП полка. В результате вражеский налёт на железнодорожный узел Курск сорвался. При этом немцы потеряли 25 проц. самолётов, участвовавших в налёте.

Мы могли бы привести мною примеров того, как умело действуют наши истребители и при отражении ночных налётов вражеской авиации. Здесь многое зависит от мастерства лётчика-истребителя, от правильного взаимодействия с зенитчиками и прожектористами. Ночью истребители обычно атакуют бомбардировщиков в «хвост», ориентируясь при этом по силуэту самолета, огням кабины или по выхлопам из патрубков.

Что касается взаимодействия истребителей и зенитчиков ночью, то здесь нужно заранее распределить зоны действия ИА и ЗА. Очень важно иметь хорошо разработанную таблицу сигналов для обозначения своего самолёта и требований о прекращении огня.

Размер статьи не позволяет осветить все многообразие методов обороны крупных промышленных об'ектов, тыловых городов. Задача каждого творчески мыслящего командира – изыскивать более совершенные методы противовоздушной обороны наших городов.

Полковник А. Хрусталев.