Абрамсон Михаил Борисович

Васильев

Дуянов Павел Федорович

Зидрашко Николай Сафронович

Кириллов Михаил Михайлович

Ковалев

Комаров Иван Иванович

Лягин Вячеслав Иванович

Мазур Доминик Тимофеевич

Николаенко

Олейников Дмитрий Иосифович

Чибисов

Щукин Василий Степанович

Хапаев Анатолий Васильевич (автор)

* * *

Принадлежность:

ГВФ

А. Хапаев 

Полеты с посадкой в тылу
// Сталинский сокол 03.07.1942

Еще сравнительно недавно каждый полет с посадкой в тылу противника, считался выдающимся событием в авиачасти комиссара Чибисова. Такие задания давались только в особо исключительных случаях и лишь отдельным, наиболее опытным летчикам.

Сейчас многие экипажи успешно освоили этот новый вид боевой работы и каждую ночь совершают смелые полеты в тыл врага, делая посадки в расположении частей Красной Армии и партизанских отрядов. Летчики доставляют туда боеприпасы и продовольствие, почту и медикаменты, перевозят раненых, выполняют другие ответственные задания командования.

Признанными и искусными мастерами полетов во вражеский тыл являются летчики тт. Абрамсон, Зидрашко, Олейников, Николаенко, Ковалев, Мазур, Комаров, Лягин и другие. В своей повседневной, будничной работе они показывают образцы настоящего летного мастерства, мужества и отваги.

Недавно группе летчиков было поручено совершить посадку в тылу противника, в расположении Н-ской части Красной Армии. Эта часть уже несколько дней вела упорные бои с противником. Когда летчики туда прибыли, командование поставило перед ними боевую задачу: нанести бомбардировочный удар по скоплению фашистских танков. Экипажам пришлось на этот раз работать в особо сложных условиях. Площадка, где они базировались, как и весь район, занимаемый нашими войсками, подвергался беспрерывным налетам немецкой авиации. Летчики проявили много энергии и выдержки и успешно выполнили задание. Нанеся ощутительный урон противнику, они в то же время не потеряли ни одного своего самолета. В обратный путь экипажи отправились при исключительно неблагоприятных метеорологических условиях: высота облачности не превышала 70 метров, шел сильный дождь. Тем не менее все самолеты благополучно возвратились на свой аэродром.

Замечательную инициативу во время очередного вылета в Н-скую стрелковую часть, действующую в немецком тылу проявил летчик Щукин. Из-за сильного зенитного обстрела он был вынужден отклониться от курса. Пролетая над одной из деревень (полет происходил днем), летчик заметил вооруженных людей, приветственно махавших ему шапками. Щукину удалось установить, что это были свои. Он осторожно приземлил машину и очутился в партизанском отряде, с которым уже давно не было связи. Пилот детально ознакомился с наземной обстановкой, где действовали партизаны, и, прилетев в свою часть, доложил об этом командованию. Скоро красноармейская часть соединилась с партизанами и начала совместные действия против немцев.

Много смелых полетов в тыл врага совершил летчик-комсомолец Михаил Кириллов. У него был такой случай. Прилетев однажды в партизанский отряд, Кириллов увидел там два наших боевых самолета, которые были сильно повреждены. При посадке самолеты скапотировали, в результате чего были сломаны винты. Кириллов вспомнил, что в одной красноармейской части, действующей неподалеку от партизан, куда он недавно летал, имеются запасные авиационные винты. Там же можно было достать и горючее для самолетов. Летчик немедленно отправился туда и через час доставил в партизанский отряд все необходимое для ремонта самолетов.

Иногда самолеты приходится восстанавливать непосредственно на территории, занимаемой немцами. Так было во время вынужденной посадки одной нашей машины. Самолет приземлился рядом с деревней, где находились немцы. Соблюдая величайшую осторожность, авиатехник Васильев и столяр ПАРМ Дуянов в течение двух суток отремонтировали машину, и на третью ночь летчик смог перегнать ее на свой аэродром.

С каждым новым полетом в тыл врага обогащался опыт летчиков, отшлифовывалась тактика их боевой работы, В целях борьбы с нашей «партизанской авиацией» противник, как правило, широко применяет массированный огонь с земли. Чтобы обезопасить себя от огня, летный состав умело используется противозенитным маневром. Сущность его сводится к следующему. Попав в зону обстрела, экипаж избегает делать глубокие развороты (чтобы не увеличивать площади обстрела), а уходит из-под огня змейкой, маневрируя одновременно и по высоте.

Неоднократно летчикам приходилось попадать в лучи немецких прожекторов. И в этих случаях они проявляли настоящую военную хитрость и находчивость. Обычно экипаж делает резкий отворот по лучу и снижается. Одновременно из задней кабины открывается пулеметный огонь по прожектору.

Исключительное значение приобретает тщательная маскировка взлетно-посадочных площадок, расположенных в тылу противника. Опыт показал, что при приеме самолетов надо очень осторожно пользоваться световыми сигналами. В случае, если есть хотя бы малейшие подозрения, что в воздухе находится авиация противника, следует немедленно давать предупреждающий сигнал своим самолетам. В таких случаях они должны уходить в зону ожидания или лучше всего производить посадку на вспомогательных, запасных площадках, расположенных вблизи основной. Днем на этих площадках, как правило, должно прекращаться всякое движение с тем, чтобы не демаскировать их.

Посадка в тылу противника производится с таким расчетом, чтобы самолет мог взлететь сразу же, без заруливания.

Чтобы лучше подготовить летный состав к боевой работе, все летчики часто проходят систематическую тренировку.

Тренировочные занятия во многом способствуют успешному выполнению боевых заданной.

Противник пускается на самые различные уловки, чтобы нарушить воздушную связь с партизанскими и красноармейскими частями, оперирующими у него в тылу.

Несмотря ни на какие хитрости врага, преодолевая все трудности, наши летчики продолжают держать тесную связь с частями Красной Армии и партизанскими отрядами, помогают им громить немецко-фашистских оккупантов.

А. Хапаев.
Действующая армия. (Наш. спец. корр.).