Карпухин Георгий Васильевич (автор)

Полковник Г. Карпухин 

Противохимическая оборона аэродрома
// Сталинский сокол 03.07.1942

Противохимическая оборона аэродромаЛичный состав каждой авиачасти должен в совершенстве владеть средствами защиты от ОВ и техникой дегазации. Необходимо научиться быстро и правильно оценивать создавшуюся химическую обстановку и своевременно принимать меры к сохранению людей и техники.

Наряду с обычным общевойсковым противогазом летный состав обеспечивается комплектом специальной защиты от стойких ОВ кожно-нарывного действия (защитная накидка и чулки), который в виде небольшого пакета, хранится в кабине самолета. Такая защита понадобиться экипажам при выходе с участка заражения в случаях вынужденной посадки самолета на заряженной местности или аэродроме. Более сложной защиты от кожно-нарывных ОВ обеспечиваются посты ВНОС, ХНОС, расчеты зенитных пулеметов, химические подразделения и стартовый наряд, которые по характеру своей боевой работы вынуждены будут длительное время находиться в атмосфере ОВ или на зараженных участках местности.

Помимо индивидуальных средств защиты (противогаза и защитной одежды), на территории аэродрома устраиваются противохимические убежища и более земляные укрытия – щели, оборудованные в противохимическом отношении. Такого рода укрытия крайне необходимы для защиты группы людей, которые не могут по каким-либо причинам пользоваться средствами индивидуальной защиты в момент химической опасности (больные, раненые и т. п.).

Не исключена возможность применения противником новых, до сих пор не известных нам ОВ. В таких случаях нужно прежде всего использовать свой личный противогаз и, если позволяет обстановка, покинуть зону распространения облака ОВ (или участка заражения СОВ) движением против ветра. В исключительных случаях (при отсутствии или неисправности противогаза) надо прибегать к ручным средствам противохимической защиты: прикрыв нос и рот мокрым платком так горстью мокрой разрыхленной земли, стараться сократить частоту и глубину дыхания.

Если возникает необходимость преодолеть участки, где на поверхности почвы обнаружены стойкие ОВ, надо надеть противогаз и защитные чулки; при отсутствии последних необходимо обернуть поверх обуви травой, соломой или ветками деревьев и продолжать быстрое, спокойное движение против ветра. Во избежание попадания капель СОВ на кожу лица, шеи и рук следует воспользоваться защитной накидкой.

Самолет, зараженный СОВ, становится опасным для экипажа, так как малейшее соприкосновение с его поверхностью может вызвать поражение кожи. Это требует обеспечить самолеты и другие материально-технические об’екты аэродрома соответствующими мерами противохимической защиты.

Особое внимание должно быть удалено защите кабины и винтомоторной группы, т. е. тех мест самолета, с которыми личный состав экипажей чаще всего соприкасается. Кабины самолетов и моторы поверх обычных брезентовых чехлов, покрываются ветками деревьев, травой и т. п. После химического нападения дополнительное покрытие должно быть немедленно удалено во избежание постепенного просачивания СОВ на поверхность самолета.

Боеприпасы, запасные части и другое техническое имущество помещаются под навесами или укрываются брезентами, сверх которых набрасывается дополнительное покрытие из подручных материалов.

Для своевременного предупреждения о наличии химической опасности на аэродроме устанавливаются посты химического наблюдения, снабженные средствами связи и сигнализации. От бдительности и четкости работы этих постов в значительной степени зависит успех противохимической обороны.

В момент нападения боевой авиации средства защиты переводятся в боевое положение, не дожидаясь сигнала химической тревоги. Это обусловливается тем, что самый процесс налета авиации исчисляется секундами, и сигнал химической тревоги может оказаться несвоевременным.

По сигналу «химическая тревога» и по предварительным донесениям с постов ВНОС немедленно организуется разведка участков заражения с тем, чтобы своевременно ликвидировать последствия химического нападения.

Летное поле аэродрома дегазируется специальным нарядом химической службы. Материальную часть самолетов, средства механизации и т. п. дегазируют личный состав экипажей и подразделения аэродромной службы.

После окончания дегазационных работ на территории аэродрома производится тщательный осмотр местности и об’ектов, подвергшихся заражению. Таким образом устанавливается возможность использования летного поля и материальной части для нормальной боевой работы.

В летних условиях при наличии большой плотности заражения работа авиации с зараженного аэродрома связана с большими трудностями вследствие высокой концентрации СОВ над поверхностью земли. Работа в таких условиях допускается в исключительных случаях, при выполнении срочных боевых заданий. В остальных же случаях надо действовать с запасных площадок до полной ликвидации химической опасности на основном аэродроме.

Полковник Г. Карпухин.