Булкин Иосиф Срулевич

Груздин Александр Иванович

Дельнов Алексей Петрович

Евстихеев

Кашуба Павел Тарасович

Киримов Абдулла Насрутдинович

Коваленко

Кузнецов Дмитрий Васильевич

Кудишин Аркадий Семенович

Новиков Константин Антонович

Олейников Дмитрий Иосифович

Семенков Алексей Иванович

Скрыльников Михаил Семенович

Таран Григорий Алексеевич

Тесленко Александр Георгиевич

Черненко Петр Павлович

Чернышев Николай Андреевич

Чихирева Мария Васильевна

Шутов Василий Иванович

Астахов Федор Алексеевич (автор)

* * *

Принадлежность:

ГВФ

Генерал-лейтенант авиации Ф. Астахов 

Гражданская авиация в отечественной войне
// Сталинский сокол 03.07.1942

После вероломного нападения гитлеровцев на Советский Союз гражданский воздушный флот быстро перестроился на военный лад. Гражданская авиация послала в воинские части тысячи пилотов, где они стяжали славу умелых и бесстрашных боевых летчиков.

В начале войны гражданская авиация выполняла в основном санитарные и транспортные функции. В дальнейшем ходе событий роль ее становилась все шире, сложней и разнообразней. И теперь можно с уверенностью сказать, что ни одна крупная воинская операция не проводится без участия гражданской авиации.

В годы мирного строительства летчики прокладывали новые трассы в районах с неблагоприятными климатическими условиями, в необжитых местах. Летали и в северную пургу, и в песчаные бури. Все это как нельзя лучше пригодилось в военное время. Летчики гражданского воздушного флота оказалось хорошо подготовленными к боевой работе.

И в то время как одни из них в одиночку ныряли по лесам и оврагам, отыскивая наши части в тылу у врага, другие сомкнутым строем, целой армадой воздушных кораблей шли к Ленинграду, чтобы вывезти в глубь страны рабочих Кировского завода – тех самых драгоценных мастеров-путиловцев, которые сумели за несколько месяцев пустить свой танковый конвейер там, где были пустыри. Из Ленинграда были вывезены тысячи рабочих, чертежи, оборудование лабораторий, много точнейших приборов и инструментов, а в город доставлено огромное количество продовольствия, медикаментов и других предметов первой необходимости. Недавно героическим ленинградцам были доставлены семена и рассада для индивидуальных огородов.

В работе по эвакуации и снабжению Ленинграда особенно отличились пилоты Кузнецов, Семенков, Таран, Шутов, Тесленко, Чернышев, Новиков и др.

Большую роль играет гражданская авиация и в санитарном обслуживании действующей армии. На самолетах доставляются в полевые госпитали и санитарные батальоны медикаменты и консервированная кровь, эвакуируются в тыл раненые. Для этой цели выделены легкие самолеты, которые садятся в нескольких километрах от противника и на бреющем полете, маскируясь складками местности, выводят раненых.

От единичных случаев использования гражданских летчиков в качестве связистов армейское командование перешло к систематическому использованию их для полетов в тыл противника.

На войне оказался совершенно необходимым тип легкого неприхотливого самолета, на котором можно лучше всего просмотреть местность, скрытно, не демаскируя партизанскую или рейдирующую часть, проскользнуть к ней и сесть на случайную площадку, вылететь ночью, в любую погоду. Этим задачам и ответил наш легкомоторный гражданский самолет, больше того, в руках наших замечательных пилотов он оказался отличным ночным бомбардировщиком.

В боях под Москвой, особенно в период могучего контрудара Красной Армии, авиация гражданского воздушного флота выполняла ответственные задания, снабжая группу генерала Белова боеприпасами и выбрасывая на пути отхода гитлеровцев парашютные десанты, завозя в партизанские отряды офицеров связи, противотанковое оружие, мины и взрывчатые вещества.

С развитием партизанского движения эта связь с тылом настолько расширилась и окрепла, что сейчас в партизанских районах имеется ряд аэродромов со своим обслуживающим персоналом и даже с мастерскими для ремонта.

Легкомоторные самолеты совершают регулярные рейсы в эти «партизанские аэропорты», как называют их летчики, планомерно вывозят оттуда раненых партизан, пленных гитлеровских офицеров, деньги, собранные по подписке на займы, и прочее. Туда отвозятся боеприпасы, оружие, медикаменты, а также свежие газеты, листовки для населения и для немецких солдат, облигации займов и т. д.

Множество опасностей подстерегает пилотов, летающих в тыл врага. За ними охотятся фашистские зенитчики и истребители, из стараются захватить и уничтожить на площадках. В последнее время немцы стали устраивать поблизости от партизан аэродромы-приманки. Какую осмотрительность и какое мастерство должны иметь наши пилоты, чтобы не сесть в «об’ятия» фашистов! Группа летчиков под командованием старшего лейтенанта Олейникова отыскала такой аэродром-приманку и включила бортовые огни, запрашивая посадку. Фашисты ответили сигналами и включили световое «Т», Летчики угостили фрицев-приманщиков хорошей порцией бомб, после чего продолжали выполнять задание.

В ходе войны летчики гражданской авиации овладели тактикой и стратегией использования гражданской авиация, накопили ценнейший опыт в борьбе с коварным и злобным врагом. Подвергаясь постоянным нападениям вражеских самолетов, советские летчики доказали, что умелому пилоту легкомоторного самолета истребитель не страшен. Надо только не зевать, и всегда уйдешь при помощи умелого маневра от скоростной машины, не способной к быстрым разворотам и виражам.

Так, летчик Алексей Дельнов, выполняя задание по связи с парашютным десантом, два раза в течение дня подвергался атакам «Мессершмиттов» и оба раза, обманывая фашистских хищников, умело ушел от них.

Летчик Черненко ловкими маневрами так увлек охотившегося за ним фашиста, что тот при пикировании, не рассчитав высоты, врезался в землю.

Отвага, помноженная на мастерство, действительно делает чудеса. Недавно экипаж «ПС-84» в составе командира корабля Скрыльникова, второго пилота Каримова, комиссара Булкина, бортмеханика Кудишина, борт-радистов Чихиревой и Евстихеева, борт-стрелка Коваленко получил задание сесть в тылу у врага, идя даже на риск потери машины. Летчики совершили искусную посадку на болотистый кустарник, отделавшись незначительными повреждениями машины и погнутыми винтами. Призвав на помощь население, они расчистили площадку для взлета, выправили винты молотками и кувалдами и благополучно вернулись на свой аэродром, выполнив задание.

Умение приспособляться к обстановке, находить выход из любых условий сочетается у летчиков с уменьем пользоваться современной авиатехникой. За время войны мы наладили двустороннюю радиосвязь со всеми самолетами, находящимися в полете, что особенно важно в боевой работе.

С энтузиазмом работают пилоты и штурманы ГВФ, обслуживая партизанские линии. Среди них много таких, которые совершили сотни ночных вылетов в тыл врага, согни посадок на партизанских аэродромах. Около семисот летчиков, штурманов и техников награждены орденами и медалями. Летчикам Груздину А. И. и Кашуба П. Т. присвоено звание Героя Советского Союза.

Несмотря на широкое участие гражданской авиации в боевых действиях, обычная деятельность ее в промышленности и сельском хозяйстве не снизилась. Как и в мирные годы, точно в положенный срок открылись воздушные линии, связывающие между собой братские республики и самые отдаленные районы нашей страны.

Особенно большое значение имеет воздушная связь для успешной работы оборонной промышленности.

Ежедневно и ежечасно перебрасываются с завода на завод дефицитные детали, без которых невозможна конвейерная сборка самолетов и танков. На почтовых самолетах доставляются на заводы из центров командиры производства, начальники управлений и главков, представители наркоматов. Благодаря этому налажено живое руководство оборонной промышленностью.

Правильная и бережная эксплоатация материальной части, рациональная расстановка людей, использование всех внутренних ресурсов, неустанная подготовка и совершенствование новых кадров – вот что решало успех работы ГВФ в первый год отечественной войны.

На второй, решающий год войны перед гражданским воздушным флотом поставлены еще более широкие задачи. Наряду с подготовкой новых кадров для себя он обязал дать военной авиации несколько тысяч летчиков, вполне подготовленных к ночным и слепым полетам, умеющих пилотировать на малых высотах.

Во второй год отечественной войны гражданская авиация вступила крепким коллективом, умелым, мужественным, полным несокрушимой воли в борьбе до окончательной победы.

Генерал-лейтенант авиации Ф. Астахов.