Герои публикации:

Алексюк А. (автор)

Майор А. Алексюк 

Прикрытие наземных войск
// Сталинский сокол 10.07.1942

Организуя прикрытие с воздуха наземных войск нельзя придерживаться шаблона. На разных участках нашего фронта бомбардировщики противника применяют различную тактику борьбы с нашими наземными частями. С учетом этого и должна строиться боевая работа истребителей.

Весьма распространенным приемом фашистских летчиков является нападение на наши боевые порядки (на марше) с хвоста колонны, с тыла. Но это удается немцам только в тех случаях, когда истребители прикрывают лишь головную часть колонны. Если же наблюдение с воздуха организовано так, что истребители патрулируют над всем районом движения войск, то фашистские бомбардировщики не могут принести никакого вреда наземным частям.

Приведем несколько характерных встреч с воздушным противником, которые имели место на нашем участке фронта.

Однажды звено «ЯК’ов» вылетело на прикрытие кавалерийской части. Конники двигались по двум параллельным дорогам. Погода в тот день благоприятствовала действиям воздушного противника: стояла облачность высотой в 400 метров. Фашистские бомбардировщики имели возможность скрытно выйти в район движения наших войск и, используя облачность, неожиданно напасть на них. Учитывая это, истребители патрулировали под самой кромкой облаков. Чтобы держать под наблюдением обе колонны с головы до хвоста, наши самолеты беспрерывно делали в воздухе «восьмерки», обеспечивающие хороший обзор вперед и назад.

На очередном развороте летчик ведущего самолета заметил вынырнувшие из-за облаков три немецких бомбардировщика. Они заходили на колонну с хвоста в строю пеленг. Но прежде чем немцы успели выйти на цель, наше патрульное звено немедленно развернулось и пошло на сближение с ними. Фашисты торопливо, где попало сбросили бомбы и поспешили скрыться в облаках.

Этот случай наглядно показывает, насколько важно для летчика-истребителя, несущего патрульную службу, первым и во-время заметить врага. Если бы летчик ведущего самолета обнаружил врага на несколько минут позднее, боевые порядки наших войск оказались бы под ударом вражеских бомбардировщиков.

Но для того, чтобы первым и своевременно заметить противника, летчик должен всегда занимать в воздухе такую позицию, которая обеспечивает хорошее наблюдение и вместе с тем дает возможность немедленно вступить в бой.

Некоторое время назад мы патрулировала над одним районом, где находились наши войска. Я был ведущим в пятерке истребителей. Стояла ясная, безоблачная погода. С запада показалась группа немецких самолетов. Чтобы лучше следить за противником, мы заняли позицию со стороны солнца. Фашисты решили взять нас на хитрость: они изменили курс полета и прошли стороной, мимо района сосредоточения наших войск. Пройдя таким курсом несколько километров, они развернулись и направились прямо на цель. С большой высоты, благодаря удачно выбранной позиции, мы хорошо видели и понимали маневр врага. Я подал сигнал к атаке, оставив на всякий случай в резерве два самолета. Это оказалось не лишним. Во время воздушного боя от группы немецких самолетов отделились несколько бомбардировщиков и стали выходить на цель. Тут-то и пригодился наша резерв. Истребители внезапно напали на «Юнкерсов-88», одного из них сбили, а остальных обратили в бегство.

Надо сказать, что такой прием – нападение двумя группами – немцы практикуют довольно часто. Как-то во время патрулирования мы заметили приближающиеся к охраняемому нами об'екту немецкие самолеты. На подходе к цели немцы разбились на две группы: истребители вышли вперед, а бомбардировщики продолжали итти ниже сзади. Мы тоже разделились на две группы: одна завязала бой с вражескими истребителями, а вторая пошла на сближение с бомбардировщиками. Последние пытались самостоятельно обороняться. С этой целью они встали в круг, открыв сильный пулеметный огонь. Нашим истребителям пришлось ходить над противником с некоторым превышением, атакуя их сверху. Круговая оборона явно не удалась немцам. Не дождавшись помощи от своих истребителей, они разорвали кольцо и поодиночке начали выходить из боя, потеряв при этом три самолета.

В другой раз противник несколько применил свою тактику. Сначала к цели на высоте 2500 метров была направлена истребительная группа. Завязался воздушный бой. В самый разгар его в районе было замечено появление группы «Юнкерсов-87», которые шли на высоте 800 метров. Только благодаря тому, что наши истребители патрулировали в несколько ярусов и каждая группа четко выполняла свою задачу, не уходя с заданной высоты и не ввязываясь без особой надобности в бой, удалось перехватить немецких бомбардировщиков и сорвать план противника.

Вообще следует заметить, что при появлении в районе расположения наших войск вражеской истребительной авиации наши летчики должны быть вдвойне бдительны, так как вслед за истребителями почти всегда следует ожидать бомбардировщиков. Особенно внимательно нужно следить не только за горизонтом, но и за землей, так как фашистские бомбардировщики часто пытаются нападать на наши боевые порядки с малых высот, заходить на цель с бреющего полета. В таких случаях истребители, патрулирующие в нижнем ярусе, должны, если они не связаны между собой радио, покачиванием крыльев или каким-либо другим условным сигналом дать знать о противнике самолетам, дежурящим на большей высоте.

Помимо борьбы с бомбардировочной авиацией противника нужно принимать все меры к тому, чтобы не допустить в район сосредоточения наших боевых порядков или резервов немецких воздушных разведчиков. Перехват и уничтожение разведывательных самолетов противника является важнейшей задачей истребительной авиации, прикрывающей наземные войска.

Майор А. Алексюк.
Западный фронт.